|
относиться к образованию добрых граждан,
к какому бы сословию они ни принадлежали, какого бы пола
[6]
и возраста ни были.
Произнося слово «министр народного просвещения», я представляю себе
просвещенного начальника, вполне распоряжающегося этою отраслью управления,
дающего отчет о ней только верховной власти. Министерство народного просвещения
должно быть независимо от других ведомств, которые отнюдь не должны вмешиваться
в сферу его деятельности. Оно должно ведать образование во всей его
совокупности как общее, так и специальное».
Изложение Каразиным своих взглядов на народное образование при первом свидании
с Александром I привело к тому, что император, отпуская Каразина, выразил
желание, чтобы он подробно изложил свои воззрения на данный предмет и свой труд
представил государю. Каразин исполнил это поручение и составил записку о
создании в России особого управления народного образования и его деятельности.
С этого времени начинается обширная деятельность Каразина на благо народного
просвещения.
В начале 1802 года был образован особый комитет для рассмотрения уставов высших
учебных заведений. Комитет этот был составлен из Муравьева, графа Потоцкого и
академика Фуса, а управителем дел его был назначен Каразин. Работая в этом
комитете, Каразин составил уставы Московского университета, Академии наук и
Академии художеств. Здесь же он возбудил давно занимавший его вопрос об
учреждении Харьковского университета, созданного, как увидим ниже,
исключительно благодаря его личным трудам.
Когда в том же году было решено учредить министерства, император поручил
Каразину переделать вышеупомянутую представленную им записку об особом
ведомстве народного просвещения соответственно общему строю вновь учреждаемой
организации высшего государственного управления. Каразин составил проект
организации и деятельности министерства народного просвещения и «Правила
народного образования». Проектированное министерство было открыто, хотя ему и
не было придано такого серьезного значения, какое оно должно было иметь по
мысли Каразина, и «Правила» утверждены. По этим «Правилам» было создано
«Главное правление училищ», которое состояло, под председательством министра
народного просвещения Завадовского, из Свистунова, Муравьева, Чарторыйского,
Потоцкого, Новосильцева, Румовского, Озерецковского и Фуса и, соответствуя
теперешнему департаменту народного просвещения, служило средоточием всех дел по
министерству народного просвещения. Управляющим делами этого «Главного
правления училищ» был назначен Каразин. На этом месте Каразин увлеченно работал
над упорядочением структуры нового министерства и расширением его деятельности.
Между прочим им был составлен проект преобразования Виленского университета,
проект устава Харьковского университета, проект устройства «приходских училищ»,
которые были бы приспособлены к потребностям «поселян», и многое другое.
Относясь с благоволением к Каразину, Александр I давал ему поручения не только
по вопросам народного образования. Это и понятно, так как идеи, которые
развивал Каразин перед государем, касались не только одной области народного
образования, да и по характеру своему сам Каразин никогда не мог ограничиться
каким-либо одним специальным делом, а широко разбрасывался соответственно
широте своего умственного кругозора. В истинных специалистах всегда есть
значительная доля узости миросозерцания, без которой и специалистом нельзя быть.
А Каразин всего менее страдал такою узостью. Ниже мы увидим, как он вмешивался
во все, где видел неправильное течение дел или злоупотребления, и как эта
разносторонность вооружила против него всех приближенных Александра I и сгубила
его блестящую карьеру в качестве государственного деятеля. А здесь мы пока
остановимся на воззрениях Каразина по разным государственным и общественным
вопросам, которые он разновременно излагал в письмах и записках,
представлявшихся им Александру I и Николаю I. Воззрения эти беспорядочно и
отрывочно были отмечены уже в первом письме к Александру, так очаровавшем
молодого государя и приблизившем к нему Каразина; но впоследствии они были
изложены с несравненно большею полнотою и определенностью, хотя высказывались
частью при обстоятельствах, которые многие не сочли бы особенно благоприятными
для откровенного изложения своих политических воззрений.
Каразин в вопросе о политическом устройстве государства был сторонником
монархического принципа. В записке, представленной Каразиным в 1810 году
слободско-украинскому губернатору И. И. Бахтину, запрашивавшему его
относительно своеобразного устройства его крепостных крестьян (о чем мы будем
говорить в своем месте), он говорит между прочим:
«…Как в человеке разум и совесть могут быть затемняемы страстями, то и надлежит
законы, диктуемые первыми, облечь в форму
ненарушимого завета,
под сенью которого единоначалие и становится идеалом общественного управления…
Для узнания же общественных нужд, так как никакой смертный не может в одно и то
же время сам проникать всюду, достаточно в помощь единовластию общественное
мнение, т. е. свобода всякому выражать свои воззрения на вещи, – не в
парламентах и на площадях, представляющих обширное поле страстям, а
в верноподданнических представлениях и в скромных беседах в печати».
|
|