Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Жизнь Замечательных Людей :: Я. В. Абрамов :: Яков Васильевич Абрамов - Василий Каразин. Его жизнь и общественная деятельность
<<-[Весь Текст]
Страница: из 41
 <<-
 
убежденным крепостником.
Он самым категорическим образом заявлял, что считает крепостное право «очень 
важным, ибо оно служит для отечества обеспечением, что поля не будут 
бесплодными степями, что промыслы останутся в своих пределах и что полиция 
городов не будет отягощена надзором над людьми без собственности, которые, не 
имея ничего терять, тем легче могут себе позволить беззаконные средства к 
приобретению».

Таким важным казалось Каразину крепостное право. В другом месте он развивает 
указанные мысли более подробно и при этом утверждает, что крестьяне казенных 
селений живут беднее крестьян помещичьих, что объясняет отсутствием надзора за 
первыми. Мало того, Каразин находил, что помещики, переводившие своих крестьян 
на положение свободных хлебопашцев, имели в виду только одну цель – освободить 
себя от обязанностей по отношению к своим крестьянам и жить в праздности на 
полученный за отпуск на волю крестьян капитал.
Такое двойственное отношение Каразина к крестьянскому вопросу может показаться, 
без сомнения, совершенно непонятным. Оно было непонятно и многим современникам 
Каразина, как не было понятно и многое другое в этой своеобразной натуре. 
Памятником этого непонимания Каразина современниками является, между прочим, 
тот куплет в известном стихотворении Воейкова «Дом сумасшедших», который 
посвящен Каразину. Вот этот куплет:


«Вот в передней раб-писатель,
Каразин-хамелеон,
Земледел, законодатель!
Взглянем, что марает он?
Песнь свободе, деспотизму,
Возглас всем божкам земным,
Гимн похвальный атеизму,
И акафист всем святым».


Но в действительности между действиями Каразина по отношению к крестьянскому 
делу и его крепостническими убеждениями далеко не было такого резкого 
противоречия, как это кажется на первый взгляд. Во-первых, он считал крепостное 
право в той форме, в какой оно проявлялось у нас на деле – в форме признания 
крестьян помещичьего собственностью, – совершенно незаконным, злоупотреблением, 
явившимся результатом попущения со стороны государственной власти, и находил, 
что для уничтожения этого злоупотребления достаточно, чтобы власть лишь 
проявила по отношению к крестьянам ту заботливость, которую она обязана 
проявлять; чтобы власть не поступалась своими правами в пользу помещиков, а, 
напротив, преследовала всякую узурпацию этих прав последними и избавляла 
крестьян от последствий неисполнения помещиками своих обязанностей. Для 
Каразина крепостное право, как он это прямо объясняет при исповедании своих 
крепостнических убеждений, было только «право подчиненности поселян своим 
помещикам» в том смысле, как сказано выше, т. е. в смысле лишь административной 
опеки и отношений землевладельца к вечно-наследственным арендаторам. Ввиду 
этого такие проявления крепостничества, как право ссылки крестьян, продажа их и 
даже сдача в наем и взимание «вывода» при выходе замуж крепостной крестьянки за 
казенного крестьянина или принадлежащего другому помещику, – были признаваемы 
Каразиным чудовищным противозаконием, против которого государственная власть 
должна была восстать всеми силами. Он не понимал, зачем нужны законодательные 
меры, которые освободили бы крестьянина, раз он юридически, законно не был 
никогда порабощен, а фактическое порабощение было только злоупотреблением, 
которое власть должна была просто прекратить. Во-вторых, будучи идеалистом, 
Каразин воображал, что власти нетрудно превратить помещиков в идеальных 
управителей крестьянами. Для этого он считал необходимым только, с одной 
стороны, строгое преследование всех злоупотреблений помещичьего властью, в 
числе которых он, как мы видели, помещал существеннейшие прерогативы 
крепостничества, а с другой – поощрение разумного и добропорядочного управления 
крестьянами со стороны помещиков как особого вида государственной службы. Для 
нас такой идеализм странен. Но не будем судить за него строго: человек судил о 
других по себе. А сам Каразин в отношениях с крестьянами был именно тем 
попечителем и заступником за них, идеал которого рисовался в его воображении…



Глава VI



Каразин как ученый и хозяин. – Филотехническое общество


Вместе с заботами об улучшении положения «вверенных» Каразину крестьян 
деревенскую жизнь его наполняли ученые работы и хозяйственные занятия. И во 
всех этих областях деятельность Каразина являлась выдающейся, совершенно 
необычайной для того времени.
Как ученый Каразин остается совершенно неизвестным. А между тем в этом 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 41
 <<-