|
ли дело отечества, в котором я живу, в котором будут жить мои дети и внуки,
которого монарх почитается отцом обширнейшего семейства, перестало быть моим
собственным делом? Из какой азиатской системы взята мысль эта? „Учить
правительство“ – выражение, изобретенное нарочно для уязвления самолюбия лиц,
правительство составляющих. Но авторы, публично издающие книги о лучшем
устройстве законодательства, финансов и проч., разве не более еще должны
казаться виновными? А правительство нередко их награждает. Боже мой! и Ты
позволяешь жаловаться на бедствия, которые ты посылаешь, и просить у тебя
лучшего; а правительства состоят из человеков. Мы все учим и учимся до самой
смерти. Несчастлив тот, кто вообразит, что ничего уже не остается ему узнать.
Правительство есть сосредоточие, в которое необходимо должна стекаться всякая
мысль о благе общем. Горе, если мы станем рассуждать на площадях подобно другим
народам!.. Да и много ли нас теперь в России, желающих, имеющих и дерзающих
говорить нечто правительству? Оно с сей стороны может оставаться покойным: ему
не наскучат».
Выше уже приводились слова Каразина о необходимости предоставления «свободы
всякому выражать свои воззрения на вещи в скромных беседах в печати». В такой
свободе Каразин видел «помощь единовластию», необходимость которой
обусловливается тем, что «никакой смертный (а стало быть, и монарх) не может в
одно и то же время сам проникать всюду». Естественно, что Каразин восставал
против стеснений упомянутой свободы, равно как и против всяких стеснений
свободы совести, во имя чего бы они ни принимались.
В записке 1820 года, т. е. в самый разгар увлечения Александра реакционными
стремлениями и мистицизмом, Каразин писал:
«Боятся дать повод рассуждать о взаимных отношениях правительства и народа.
Полиция с жезлом в руках, цензуры духовная и гражданская, с затворами для слов
и мыслей, поставлены на страже, чтоб не прокралась в народ какая-либо черта сей
благодетельной системы (т. е. сведения о государственном устройстве России),
успокаивающей все возможные волнения умов. Едва вероятно, что у нас по сей
части происходит! Глубоким молчанием дают повод рассевать самые вздорные, самые
вредные начала; между тем как правительство, противоречием самому себе, по
временам показывает, как будто не имеет никаких. Вчера оно провозглашало
вольность, издавало на своем иждивении Бентама и пр., и пр.; сегодня является
деспотом, не признающим ниже прав собственности, уважаемых и в Азии. Прежде
славилось терпимостью вер, отдавая, однако, должное преимущество отечественной;
оставляя расколы в неуважении, нечувствительно возвращало их в недра церкви;
соединяя благочестие с просвещением, умело делать вероисповедание наше
привлекательным для целой Европы и пленять им самых деистов; потом вдруг
явилось суевером веков прошедших даже до того, что в манифестах стало
проповедовать о святости давно забытых венчиков и о необходимости свеч; на
свечном доходе основало (как будто для игры слов!) просвещение духовенства;
наконец, забыв все это, делается гернгутером, в очах простого народа нарушает
святыню праздников и алтарных мест, гонит иезуитов за обращение жида, а
меноннитам позволяет обращение своих подданных, издавая проповеди их на
российском языке мимо духовенства; рукою власти возводит католических еретиков
на кафедры; гонит и смешивает все религии, все начала; учреждает училища, но
подчиняет их невеждам или фанатикам; запрещает говорить и печатать все то, что
не соответствует сему духу мистицизма и вавилонского смешения…»
Из взглядов Каразина относительно внутреннего строя общества отметим воззрения
его, касающиеся дворянства и духовенства. Дворянство он считал необходимою
принадлежностью каждого общества. «Дворянство, – писал он, – видим мы от века
во всех странах. Начинавшийся Рим имел своих патрициев, и отагейцы имеют эрисов.
Иначе быть нельзя, ибо в народе всегда должны отличаться лучшие люди;
невозможно всем быть равным». Считая, таким образом, дворянство необходимым
общественным учреждением, Каразин, однако, отнюдь не стоял за его кастовый
характер; напротив, он считал необходимым условием существования дворянства,
«чтоб допущение в благородное сословие было наградою за благородные подвиги, а
удаление от благородных чувствований неминуемо влекло за собою из него
извержение».
Вообще, существование замкнутых сословий было совершенно противно убеждениям
Каразина, и это еще яснее выразилось в его отзывах о духовенстве. В письме к
д-ру Реману, посвященном вопросам образования, Каразин выражал желание, чтобы
дети духовенства, которым в то время был доступ только в одни духовно-учебные
заведения, получили право поступать в училища всех родов, чтобы «государство
освободилось от стремления делить людей на служебные касты» и чтобы «всякий
имел возможность избирать себе то поприще, к какому он склонен по природе,
различной всегда в разных индивидуумах рода человеческого».
В записке 1820 года Каразин еще резче высказал свой взгляд на данный предмет:
«Пора уже отстать от индийских каст и дать всякому свободу избирать то служение,
в которое Бог его призывает. Я никакой не вижу невозможности в том, чтоб
недостаточные молодые люди из дворян и купцов поступали по желанию во
священники, как это и бывало прежде в Малороссии; равно, чтоб священнические
дети рьяного нрава и крепкого сложения поступали в военную службу без всякого
особливого ходатайства».
Как известно, наше духовенство до реформ Александра II оставалось в положении
|
|