|
времени основана была собственно розенкрейцерами “тайная” типография, т. е. не
числившаяся по общему счету. Она помещалась в доме Шварца и состояла из двух
станков, на которых работали рабочие-немцы, не имевшие никакого сообщения с
прочими и получавшие отдельную плату. В ней печатались в небольшом количестве
экземпляров книги, особенно важные для масонов. Это были переводы с
французского и немецкого, сделанные самими розенкрейцерами. Корректуру держал
Лопухин, и листы, представленные к цензуре, хранил у себя. Книги эти
раздавались даром избранным, а в продажу не поступали. Нерозданные экземпляры
книг тщательно скрывались.
По примеру Новикова частные типографии стали открываться с этого времени и в
провинции. По его же примеру стали открываться в Москве и книжные лавки, а сам
он завел несколько книжных лавок в провинциальных городах.
В конце 1783 года оба главнейших деятеля “Дружеского общества”, Новиков и Шварц,
тяжело заболели. Новиков, проболев 4 месяца, поправился, а Шварц, силы
которого давно уже были подорваны и чрезмерными трудами, и неприятностями, не
перенес болезни и умер 17 февраля 1784 года в имении князя Николая Никитича
Трубецкого, имея только 33 года от роду.
Смерть Шварца была тяжелой утратой не только для друзей его и для “Дружеского
ученого общества”, но и для университетского юношества, которое привыкло видеть
в нем высший авторитет, человека почти идеальной честности и благородства,
искреннего наставника и Друга.
После смерти Шварца дом его у Меншиковой башни перешел, вероятно, по его
предсмертному распоряжению, в ведение общества. Воспитанники семинарии,
состоявшие на иждивении общества и жившие в этом доме, были поручены попечению
князя Енгалычева. Жене своей и детям Шварц ничего не оставил, но, по
предложению Новикова, общество назначило им пенсию, а кроме того, Татищев дал
от себя жене Шварца 28 тысяч рублей.
В 1784 году, вскоре после смерти Шварца, “Дружеское общество” приступило к
основанию крупного коммерческого предприятия, приобретшего затем очень большое
значение. Предприятием этим было основание “Типографической компании”.
“Дружеское общество”, имея в виду педагогические и просветительные цели, не
могло не считать для себя важным правильную и прочную постановку типографского
и издательского дела. До сих пор типография была исключительно в руках Новикова,
и дело шло хорошо. Но Новиков, как и всякое частное лицо, был подвержен разным
случайностям. Следовало поэтому создать центр, который был бы от них независим
и обеспечен материально взносами участников, связанных с ним общими интересами.
Поэтому решили составить в складчину капитал, распоряжаться которым сообща
должны были пайщики по заключенному между собою формальному контракту. На
собранные средства решено было основать обширную типографию, покупать книги для
переводов, рукописи для изданий и т. п. Для управления этим делом пайщики
выработали особые правила. Компания составилась из 14 человек.
Управление делами было поручено Н.И. Новикову, С.И. Гамалее, И.В. Лопухину, A.A.
Кутузову, барону Шредеру и двум Трубецким. Остальные члены собирались только
на общие собрания. В фонд “Типографической компании”, кроме значительных
денежных взносов, вошло также и имущество, принадлежавшее “Дружескому обществу”,
как, например, дом, числившийся за Шварцем, разные типографские принадлежности,
книги, типография Лопухина и впоследствии даже частное имущество, как,
например, типография Новикова. Капитал “Типографической компании” составился из
взносов – в общей сложности на сумму 57 тысяч рублей. Братья Новиковы передали
компании вместо денег книг на 80 тысяч рублей, по оценке 25 копеек за рубль
обыкновенной продажной цены. Гамалея и князь Енгалычев были приняты в число
членов без взноса. Распоряжение всеми этими капиталами было предоставлено Н.И.
Новикову как самому уважаемому члену и самому опытному человеку в типографском
и издательском деле.
Первым делом компании было завести обширную типографию на 20 станков, которая
считалась принадлежащей не частному лицу, а целому товариществу. Помещалась она
сначала тоже в доме Новикова, который был душою всего предприятия. Он не только
управлял типографией в узком смысле слова, но, кроме того, заказывал переводы,
просматривал рукописи, вел переговоры с переводчиками и сочинителями. До какой
степени добросовестно Новиков относился к издательскому делу, до какой степени
боялся кого-нибудь оттолкнуть от него и, напротив, старался всеми силами
привлечь к литературе, видно из следующих фактов: он платил небывалые по тому
времени цены за переводы, а произведения оригинальные оплачивал еще лучше. Иной
раз ему случалось покупать два-три перевода одного и того же произведения; он
выбирал лучший и печатал, остальные сжигал; но никогда не отказывался принять
лишний перевод, чтобы не отбить у переводчиков охоту к работе.
Говоря об издательской и литературной деятельности Новикова в Москве, мы почти
не упоминали о журнальной его деятельности за это время. Не имея возможности
говорить о каждом из журналов в отдельности, постараемся очертить общее их
содержание и направление.
По переезде в Москву Новиков продолжал издание “Утреннего света” до конца 1780
года. Покончив с этим журналом, он с 1781 года начинает издавать другой, под
названием “Московское ежемесячное издание, заключающее в себе собрание разных
лучших статей, касающихся до нравоучения, политической и ученой истории и пр.”.
Издание это служило продолжением “Утреннего света” и отвечало тем же целям, т.
е. издавалось в пользу двух петербургских училищ, Екатерининского и
Александровского, существовавших до 1782 года. Продолжением “Московского
ежемесячного издания” явилась в 1782 году “Вечерняя заря”. Наконец, в 1784 году
вышел последний новиковский журнал, служивший продолжением “Вечерней зари”,–
“Покоящийся трудолюбец”.
|
|