|
в которой “хранится” истинное масонство. Новиков и его друзья стали разыскивать
Рейхеля, но его не оказалось – он находился в Москве, а в Петербурге был лишь
наместник его, Розенберг. Найдя Розенберга, Новиков и его товарищи стали
просить его учредить им новую ложу по Рейхелевой системе. Розенберг исполнил их
желание и учредил им ложу с тремя первыми, или, как их называли, иоанновскими
степенями. Рейхель был последователь “циннендорфской системы”, или системы
“слабого наблюдения”. Вскоре и елагинские ложи соединились с рейхелевскими. Но
и после перехода в новую систему масонства Новиков не успокоился. Он был
человеком искренним, хотел бы отдаться целиком новому учению и найти в нем
душевное успокоение, а между тем в масонстве все еще происходили разные
перемены. Так, в 1777 году князь Куракин вывез из Швеции новую систему
“строгого наблюдения”. В Петербурге открыта была ложа по этой системе, и к ней
примкнуло несколько лож Рейхелевой системы. Новиков не знал, кому и чему
доверять. Он боялся быть увлеченным хитростью в общество, преследующее
какие-нибудь недостойные цели. Все это до такой степени его беспокоило, что
однажды, разговаривая с бароном Рейхелем, с которым он познакомился по
возвращении последнего из Москвы, Новиков со слезами просил его объяснить ему
признаки, по которым истинное масонство можно отличить от ложного. В его
представлении масонство было учением, которое путем самопознания и духовного
просвещения вело кратчайшим путем к нравственному исправлению. На это Рейхель
отвечал ему, что всякое масонство, преследующее политические цели, есть ложное.
Истинные масоны не проповедуют равенства и вольности; они не признают того, что
масоны могут покоряться страстям и порокам; они не предаются пиршествам и
разврату. Главный признак масонства – стремление к самоусовершенствованию на
стезях христианского нравоучения. Истинных масонов очень мало; они не вербуют в
орден кого попало и скрываются, избегая столкновений с ложными масонами,
которых очень много.
Разговор этот произвел сильное впечатление на Новикова, и он стал после этого
относиться очень осторожно к масонству других систем, а особенно к шведскому,
которому он просто не доверял.
Несмотря, однако, на все колебания и сомнения, которые испытывал Новиков при
вступлении своем в масонство, главная и самая лучшая его сторона была для него
ясна. Он глубоко проникся идеей нравственного самоусовершенствования и
христианской любви к ближнему и как человек, для которого верить означало
действовать, начал вскоре проводить эти идеи в жизнь.
С этой целью он основал в сентябре 1777 года ежемесячный журнал “Утренний свет”,
вся выручка с которого должна была идти на содержание сначала одного, а потом
двух училищ для бедных детей и сирот. Таким образом, Новиков начал два дела
сразу: проповедь религиозно-нравственных идей и практическое дело помощи
нуждавшимся в просвещении. “Утренний свет” был журналом отвлеченно-философского
характера. В предисловии к нему говорится, что цель журнала – предлагать
“врачевание и укрепление” душам соотечественников и возвысить значение
человеческой личности, которая есть центр мироздания.
Большая часть статей “Утреннего света”, и прозаических, и поэтических, явилась
переводами из лучших греческих, латинских, немецких, английских, французских и
шведских писателей. Так, например, в нем были помещены переводы из сочинений
Платона, Плутарха, Ксенофонта, Сенеки, Вергилия, Юнга, Бэкона, Паскаля, Виланда,
Геснера и других. Из этих авторов журнал черпал статьи философские,
нравственные, педагогические и поэтические, причем ни одна из них не выражала
направления журнала, которое уяснялось лишь из совокупности статей, выбранных
редакцией. Попадались в журнале и статьи оригинальные, но их было меньше. Из
числа этих статей многие носят отвлеченно-мистический характер; в них
указывается на ничтожность земной жизни, ей противополагается смерть, которая
легче и лучше жизни. Однако, быть может, бессознательное чувство меры не
позволяло Новикову заходить слишком далеко в этом направлении. Поэтому рядом со
статьями, выражающими самый мрачный взгляд на земную жизнь, читатель встречает
тут же целый ряд статей, восхваляющих природу и жизнь на ее лоне. Городу
противопоставляется деревня с ее простотой и свободой. Жизнь людей среди
природы описывается самыми восторженными красками, и описания эти носят подчас
сентиментально-идиллический характер. Есть в журнале статьи, направленные
против энциклопедистов и их учения. Последнему противопоставляется учение о
бессмертии души. Статей чисто масонских в узком смысле слова очень немного.
Вообще, все содержание журнала проникнуто философским духом и уважением к
разуму и науке. “Утренний свет” является, таким образом, первым популярным
философским журналом в России. Несмотря на свой отвлеченный характер, журнал
этот имел успех, что доказывается уже тем, что он выписывался в 58 городах и
местечках России. Такому распространению его способствовало отчасти то
обстоятельство, что он был тесно связан с училищами, основанными Новиковым.
Журнал поддерживал училища, а училища, в свою очередь, поддерживали журнал, так
как многие желавшие быть полезными училищам выписывали его, платя за него сумму
большую, чем того требовала установленная подписная плата.
Вообще, “Утренний свет” сумел привлечь общество к поддержанию училищ. Он
приглашал его к пожертвованиям и к принятию пансионеров на свой счет. Имена
всех жертвователей и количество пожертвований печатались в “Утреннем свете”.
Призыв журнала не остался без ответа. Сотрудники его не брали платы за свой
труд; генерал-аудитор-лейтенант П.К. Хлебников пожертвовал бумагу на годовое
издание журнала, явились желающие принять на свой счет пансионеров; гоффурьер
Купреянов дал для училища безденежно помещение в своем доме; наконец, являлось
много жертвователей просто деньгами. В 1777 году было основано одно училище на
|
|