|
Очевидно, народу угрожала опасность утратить свою экономическую, а вместе с тем
и политическую самостоятельность, а это, в свою очередь, не могло остаться без
рокового влияния на всю государственную жизнь. Для предотвращения гибели
римского крестьянства, то есть при условиях римской экономической жизни
среднего сословия вообще, необходимы были серьезные и крупные меры.
Удовольствоваться паллиативами, устраняющими последствия, не устраняя причин,
значило не понимать важности минуты. К сожалению, таковыми именно оказались
меры государственных людей Рима.
Правда, истощение экономических, физических и нравственных сил народа не
ускользнуло от их внимания. Но они не были в состоянии, да большей частью и
вовсе не желали вникнуть в суть дела и ограничивались бесплодными полумерами.
Что же было необходимо? Прежде всего – мир, освобождающий крестьян от воинской
повинности и от тяжелых военных налогов, а затем – меры для восстановления
крестьянских финансов – с одной, для ограждения их от капитала – с другой
стороны, то есть возобновления разделов завоеванной земли в крупнейших размерах,
с государственной помощью для основания нового хозяйства, и отдача земли в
наследственную аренду без права продажи наделов, то есть именно то, что
впоследствии предложил Тиберий Семпроний Гракх.
Несмотря, однако, на всю настоятельную необходимость этих мер, мы в конце
концов не видим ни того, ни другого.
О сохранении мира нечего и говорить: за Ганнибаловой войной немедленно
последовала вторая Македонская (200 – 197), потом Сирийская (192 – 190), далее
постоянные испанские экспедиции, третья Македонская (171 – 168), третья
Пуническая (149 – 146), Греческая (146) и так далее, и так далее: интересы
внешней политики и казны для сената оказались более важными, чем интересы
народа.
Что касается другой задачи правительства – восстановления и обеспечения
экономического благосостояния народа, – то здесь, правда, были предприняты
кое-какие меры, но далеко не в достаточном размере. Ветераны Сципиона за
долголетнюю испанскую службу были награждены наделами в размере двух югеров за
каждый год, проведенный вне Италии, так что, например, на тех, которые прибыли
в Испанию еще в 218 году вместе с отцом и дядей Сципиона, приходилось по 36
югеров.
Наряду с этим вскоре после войны были основаны восемь морских колоний, в 300
человек каждая, – всего 2400 колонистов, а впоследствии – ряд других колоний,
огромные, по римским понятиям, наделы которых должны были примирить латинских
колонистов с их бесправным в политическом отношении положением. Впрочем, и
здесь мы после 177 года не видим новых мер, за случайным исключением одной,
основанной в 157 году, колонии.
Не говоря уж о том, что число 2400 римских граждан, получивших от имени
государства поземельную собственность, конечно, до смешного мало, даже если к
нему прибавить еще максимум 20 тыс. ветеранов Сципиона, и эти незначительные
колонии не имели успеха. Несколько лет спустя после их основания оказалось, что
некоторые из них были покинуты колонистами, отвыкшими в продолжение долгой
войны от труда и предпочитавшими возвратиться в Рим, чтобы увеличить его
голодный пролетариат.
В этом обстоятельстве, между прочим, уже проявилось одно из весьма опасных
последствий долгой войны, удалявшей народ от домашнего очага и приучавший его к
праздной и разгульной жизни за чужой счет, – страшная и глубокая деморализация.
Наглядным доказательством, до чего дошла эта деморализация, послужило
знаменитое дело о вакханалиях (186 до Р.Х.). Во время следствия, вызванного
случайным доносом, оказалось, что таинственный, происходивший по ночам культ
Вакха, основание которого приписывали греку, волхву и прорицателю, носит самый
безнравственный характер, прикрывая собою всякого рода насилия, убийства,
подлоги, отравления и так далее. Меры, принятые против этого страшного зла,
могут служить указанием на размеры, до которых оно разрослось: в 186 году было
наказано, большей частью смертью, семь тысяч человек, а шесть лет спустя претор
жаловался, что, осудив еще три тысячи, он все не видит конца следствию.
Если дело о вакханалиях наряду с опустением колоний и с быстрым возрастанием
числа празднеств указывали, с одной стороны, на упадок привычки и любви к труду,
а с другой – на распущенное стремление к удовольствиям, одним словом, на
переворот, совершавшийся в нравственном облике народной массы, то другие факты
доказывали, что изменения происходили и среди правящего класса.
В этом отношении необыкновенно характерны некоторые события во время знаменитой
цензуры Марка Порция Катона (184).
В качестве цензора Катон имел право и обязанность устанавливать состав сената,
внося в его списки новых членов или – по мере необходимости – исключая того или
другого провинившегося в каком-нибудь отношении. На этот раз Катон исключил из
сената семь человек, и среди них бывшего консула Луция Квинкция Фламинина,
брата знаменитого и очень влиятельного победителя Македонии и освободителя
Греции, Тита Квинкция Фламинина. “Сохранились, – говорит Тит Ливии, – и другие
суровые речи Катона против исключенных из сената или из сословия всадников;
самая строгая, однако, речь – это та, которая была сказана против Л. Квинкция,
и если бы Катон сказал ее в качестве обвинителя до исключения его из сената, а
не в качестве цензора после исключения, то и брат его, Т. Квинкций, если бы он
тогда был цензором, не мог бы оставить его в сенате”. Между прочим, Катон
обвинял Квинкция и в убийстве знатного галльского перебежчика из племени Боиев,
который во время пира был введен в палатку консула, чтобы от него лично
получить обещание защиты, и вместо этого поплатился жизнью вследствие дикого
каприза римского главнокомандующего.
|
|