|
потенциальная или проявленная – она там. И чем раньше вы поверите в это, тем
лучше для вас.
8. Чувство независимости, которое наполняет нас, показывает, что существует
нечто помимо ума и тела. Дух, царящий внутри, независим и порождает стремление
к свободе.
9. Каждая душа – это звезда; и все звезды пребывают в той бесконечной
лазури, в том вечном небе, именуемом Богом. В Нем – корень, истинная сущность,
подлинная индивидуальность всех и каждого. Религия началась с поиска тех звезд,
что исчезли из поля нашего зрения, скрывшись за горизонтом, и закончилась
обретением их всех и себя в Боге.
10. Знай же, что ты есть Он, и строй свою жизнь соответственно. Человек,
который это знает и строит свою жизнь соответственно, уже никогда не будет
блуждать во тьме.
11. Истину о душе вначале нужно услышать. Услышав же, размышляйте о ней.
Затем медитируйте на ней. Довольно пустых рассуждений! Убедитесь, наконец, что
вы – бесконечный дух. И если это так, тогда полная нелепость, что вы – тело. Вы
есть высшее Я, и это надо осознать. Дух должен узнать себя как дух. Сейчас дух
воспринимает себя как тело. Это должно прекратиться. В тот самый момент, когда
вы начнете осознавать это, вы обретете свободу.
12. Мы знаем, что имеем глаза, только по проявлению их деятельности –
зрению, также и ощутить высшее Я возможно лишь через его проявления. Дух не
может спуститься на низ ший план чувственного восприятия. Он – условие всего во
Вселенной, хотя сам безусловен.
13. Жена любит мужа не ради мужа, но ради Атмана, ибо она любит высшее Я.
Никто не любит жену ради нее самой, но муж любит жену, ибо любит высшее Я.
Никто не любит детей ради самих детей, но человек любит высшее Я и поэтому
любит детей. Никто не любит богатство из-за самого богатства; богатство любят,
потому что любят высшее Я. Никто не любит брахмана ради самого брахмана;
брахмана любят, потому что любят высшее Я. Также и кшатрия любят не ради самого
кшатрия, но потому, что любят высшее Я. Никто не любит этот мир ради него
самого; мы любим мир, потому что любим высшее Я. И точно так же никто не любит
богов из-за самих богов; человек любит богов, потому что любит высшее Я. Нет
вещи, которую бы любили ради нее самой, но только вследствие любви к высшему Я
мы любим ее. Поэтому необходимо услышать высшее Я, размышлять о нем,
сосредоточиться на нем.
14. Внутри нас пребывает лев – вечно чистый, просветленный, неизменно
свободный Атман; и как только человек познает Его через размышление и
сосредоточение, этот мир майи исчезает. Атман равно присутствует в каждом, и
чем больше человек практикует медитацию и сосредоточение, тем быстрее в нем
пробуждается кундалини («свернувшаяся спиралью» энергия). Когда эта сила
достигает головы, видение человека становится незамутненным — он на опыте
познает Атмана.
15. «Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Этот единый и
единственный Бог – «известнейший» из известных. Лишь Его мы видим повсюду. Все
знают свое высшее Я; все знают – «Я есмь», даже животные. Все, что мы знаем,
есть проекция высшего Я.
16. То Самосущее Единое труднопостижимо для органов восприятия. Все органы
– инструменты – направлены вовне, но Самосущее Единое, Высшее Я, познается
изнутри. Помните наиважнейшее условие – стремитесь познать это Я, обратив взор
вовнутрь.
17. Творящие зло, неспокойные умом не могут увидеть Свет. Лишь тем, кто
честен сердцем, чист в делах, кто владеет своими чувствами, высшее Я открывает
себя.
18. Атман не постичь ни долгими рассуждениями, ни силой интеллекта, ни
длительным изучением священных писаний.
19. После долгих поисков повсюду – в храмах и церквях, на земле и в
небесах – вы наконец возвращаетесь, завершая круг, туда, откуда вы начали – к
своей собственной душе, и видите, что Тот, Кого вы искали по всему свету, о Ком
рыдали и молились в церквях и храмах, Кого воображали тайной из тайн, сокрытой
в облаках, на самом деле есть ближайший из близких. Это ваше собственное Я,
подлинная сущность вашей жизни, тела и души.
БХАКТИ, ИЛИ ЛЮБОВЬ К БОГУ
1. Бхакти-йога – это реальный, подлинный поиск Бога, поиск, который
начинается, проходит и завершается в Любви. Единый миг безумной, беспредельной
любви к Богу дарует нам вечную свободу.
2. «Бхакти – это сильная любовь к Богу. Когда человек обретает ее, он
любит все и ни к кому не испытывает ненависти; он постоянно удовлетворен...
Такая любовь не может быть низведена до устремленности к какой-либо земной
цели"1. ибо пока сохраняются земные желания, такая любовь не приходит.
3. «Бхакти – больше, чем карма, больше, чем йога2, ибо они преследуют
определенную цель, тогда как бхакти сама по себе и награда, и средство, и
цель»3.
4. Главное достоинство бхакти заключается в том, что это самый легкий и
естественный путь достижения великой божественной цели. Главный же ее
недостаток в том, что в своих низших проявлениях она нередко вырождается в
отвратительный фанатизм. Фанатики – индусские, мусульманские или христианские –
это почти всегда те, кто находится на низших ступенях бхакти.
5. Исключительная преданность избранному идеалу, без которой не может
развиться истинная любовь, очень часто является также причиной неприятия всего
остального. Все слабые и неразвитые души в любой религии и любой стране находят
|
|