|
Вивекананда был не только великим Учителем, несущим весть всему
человечеству; он также был великим индийцем, патриотом и вдохновителем своих
соотечественников вплоть до нынешнего поколения. Но ошибочно считать его
политической фигурой даже в самом лучшем смысле этого слова. От начала и до
конца он оставался юношей, посвятившим свою жизнь Рамакришне. В
действительности его миссия была духовной, не политической и даже не социальной.
Политика Ордена Рамакришны всегда оставалась верной замыслу Вивекананды. В
начале двадцатых годов, когда борьба Индии с Англией достигла своего накала,
Орден резко критиковали за то, что его членам не разрешалось принимать участие
в Движении гражданского неповиновения, руководимом Ганди. Но сам Ганди никогда
не присоединялся к этой критике. Он прекрасно понимал, что религиозная
организация, поддерживающая политическое движение – каким бы благородным и
справедливым оно ни было, – может только скомпрометировать себя духовно и таким
образом потерять тот авторитет, который оправдывает ее существование в
человеческом сообществе. В 1921 году Ганди приехал в Белур-матх на юбилей
Вивекананды, трогательно почтив его память. Ганди сказал, что труды Свами
научили его любить Индию еще больше. С чувством благоговения он посетил комнату
с окнами на Гангу, в которой Вивекананда провел последние месяцы своей жизни.
Вы и сегодня можете посетить эту комнату; она до сих пор сохраняется в
точности такой, какой была, когда Вивекананда покинул ее. Но она не похожа на
музей и даже не выглядит нежилой. Рядом с ней находится комната, которую
занимает президент Ордена Рамакришны. Так они и существуют бок о бок – видимый
человеческий авторитет и невидимое вдохновляющее присутствие. Вивекананда все
еще присутствует в жизни матха в Белуре и является таким же участником
повседневных дел монастыря, как любой из монахов.
Кристофер Ишервуд
июнь 1960 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Бесспорно, учение Свами Вивекананды оказало влияние на жизни сотен людей,
вдохновило и изменило их. На последующих страницах приводятся отрывки из трудов
великого Свами, предназначенные для тех, кто не знаком с ними или кому не
хватает времени прочесть его многотомные произведения и выступления, чтобы
получить хотя бы частичное представление о силе и возвышенности его учения.
Возможно, эти фрагменты окажутся полезными и тем, кто изучал его труды.
Ведь иногда одного-двух слов этой великой динамичной личности достаточно, чтобы
ободрить впавшего в уныние или пробудить его к новой надежде и мужеству, когда
все вокруг кажется мрачным, а обстоятельства непреодолимыми. При чтении трудов
такого человека как Свами Вивекананда, затронувшего так много аспектов нашей
личной и национальной жизни, у каждого неизбежно появляются свои собственные
предпочтения и любимые места. И это естественно. Поэтому любая подборка, с
какой бы тщательностью она ни была подготовлена, будет несовершенной.
Составитель сочтет свои усилия плодотворными, если нижеследующие фрагменты
вызовут у вас желание изучить труды Свами Вивекананды более тщательно и самим
определить, какой аспект его учения наиболее близок вам.
Адвайта ашрам
Маявати, Гималаи,
1 февраля 1948 года
АТМАН, ИЛИ ВЫСШЕЕ Я
1. Истинной Реальностью, сущностью всего является Вечное, неизменно
пребывающее в Блаженстве, неизменно Чистое и Совершенное Единое. Это Атман,
Дух; в святом и грешнике, в счастливом и несчастном, в прекрасном и уродливом,
в людях и животных – это все то же, всегда и всюду, Сияющее Единое.
2. Вот я стою, и если я закрою глаза и попытаюсь постичь свою сущность –
«Я... Я... Я», – какой образ возникнет передо мной? Образ тела. Значит, я
только соединение материальных веществ? Веды говорят: «Нет». Я – дух, живущий в
теле. Я не тело. Тело умрет, но я не умру. Я здесь, в этом теле; оно погибнет,
но я буду продолжать жить.
3. Веды утверждают, что весь мир есть переплетение независимости и
обусловленности, свободы и рабства, но сквозь все это сияет дух – независимый,
бессмертный, чистый, совершенный, святой. Ведь если дух ничем не обусловлен,
независим, он не может погибнуть, ибо смерть – это только изменение состояния и
зависит от условий; если дух независим – он совершенен, ибо несовершенство
опять-таки лишь состояние, и поэтому оно обусловлено. И этот бессмертный,
совершенный дух непременно один и тот же и в высочайшем боге, и в ничтожнейшем
из людей, разница между которыми состоит лишь в степени проявления духа.
4. Дух не может знать: он есть знание. Дух не может быть счастлив: он есть
счастье. То, что счастливо, свое счастье позаимствовало; то, что обладает
знанием, свое знание восприняло; то, что имеет относительное существование,
обладает лишь отраженным бытием.
5. То, что мы сейчас видим как Вселенную, предстанет перед нами Богом
(Абсолютом), и тот Бог, который так долго был вне нас, окажется внутри нас –
как наше собственное Я.
6. Дух неизменен – он есть Беспредельность, Абсолют, Вечность, Знание,
Блаженство и Бытие.
7. Если и существует единая доктрина, проникающая все наши учения, которые
открыто противостоят друг другу, то это доктрина о том, что величие, сила и
чистота изначально пребывают в душе; только, согласно Раманудже, душа то
расширяется, то сужается; и, согласно Шанкаре, она подвержена заблуждениям. Не
обращайте внимания на эти различия. Все признают истину, что сила – в душе;
|
|