|
бесполезно. Он не остановился до тех пор, пока я не съел все. Тогда он схватил
меня за руку и сказал: "Обещай, что скоро придешь сюда снова, один!" Он был так
настойчив, что я вынужден был сказать "да". Затем мы вернулись, чтобы
присоединиться к моим друзьям».
Это, конечно, было серьезное психологическое испытание для
восемнадцатилетнего интеллектуала из колледжа! Но интуиция Нарена была гораздо
глубже его умствований. Он не мог выбросить Рамакришну из памяти, как какого-то
чудака. Ибо если этот человек и был сумасшедшим, то даже в его безумии было
что-то святое. Нарен чувствовал, что перед ним великий святой, и уже успел
полюбить его.
Во время их второй встречи Рамакришна проявил себя совсем в ином качестве
– как человек, наделенный сверхъестественной и пугающей силой. На этот раз
Нарен застал его в комнате одного. Рамакришна с любовью приветствовал юношу и
попросил сесть рядом с ним. Потом, как впоследствии описывал Нарен: «...бормоча
что-то про себя и устремив свой взгляд на меня, он медленно приблизился ко мне..
. В мгновение ока он поставил свою правую ногу на мое тело. Это прикосновение
дало мне совершенно новое переживание. Сидя с широко открытыми глазами, я
увидел, как стены и все остальное в комнате закружилось, исчезая и превращаясь
в ничто; вся Вселенная вместе с моей собственной личностью должна была вот-вот
потеряться во всеобъемлющей, таинственной Пустоте! Я был ужасно напуган и думал,
что нахожусь на пороге смерти, – ведь потеря индивидуальности означала для
меня не что иное, как смерть. Я не мог владеть собой и закричал: "Что вы
делаете со мной! У меня родители дома!" Услышав это, он громко рассмеялся.
Поглаживая меня по груди, он сказал: "Ну ладно, на сегодня достаточно. Все
придет в свое время". Удивительно было то, что как только он сказал это, все
прекратилось. Я был снова самим собой. И все в комнате и за ее пределами было
таким же, как раньше».
Своим прикосновением Рамакришна подвел Нарена к самой грани того
сверхсознательного переживания, которое индусы называют самадхи. В самадхи
всякое ощущение личности исчезает, и человек познает истинное Я – вечно
пребывающую в нем Божественность. Божественность, будучи Единством,
переживается как некая Пустота в противоположность многообразию предметов,
которые составляют наше обычное чувственное сознание. В этой Пустоте личность
утрачивается, а потеря личности неизбежно должна казаться смертью тем, кто к
этому не готов.
Для Рамакришны, достигшего невообразимо высокого состояния духовного
сознания, самадхи было ежедневным опытом, и сознание божественного присутствия
никогда не покидало его. Вивекананда вспоминает: «Я подошел к нему и задал
вопрос, который я задавал другим всю свою жизнь: "Вы верите в Бога?" – "Да", –
ответил он. "Вы можете это доказать?" – "Да". – "Как?" – "Я вижу Его так же,
как вижу тебя, только намного отчетливее". Это сразу же произвело на меня
впечатление. Впервые я встретил человека, который осмелился сказать, что видит
Бога, и что религия – это Реальность, которая воспринимается, ощущается намного
интенсивнее, чем мы ощущаем мир».
После этого Нарен стал частым гостем в Дакшинешваре. Постепенно он
оказался вовлеченным в круг молодых учеников – большинство из них были его
ровесники, – которых Рамакришна готовил к монашеской жизни. Но Нарен нелегко
поддавался этому влиянию. Он постоянно спрашивал себя, не объясняется ли сила
Рамакришны гипнозом. Поначалу он отказался хоть как-то принимать участие в
поклонении Кали, говоря, что это сущий предрассудок. И Рамакриш-не, по-видимому,
нравились его сомнения. Бывало, он говорил: «Проверяй меня, как менялы
проверяют монеты. Ты не должен мне верить до тех пор, пока тщательно меня не
испытаешь». А сам, в свою очередь, проверял Нарена, неделями не обращая на него
внимания, чтобы посмотреть, не перестанет ли тот посещать Дакшинешвару. И когда
этого не случилось, Рамакришна обрадовался и поздравил Нарена с тем, что у него
хватило внутренней силы. «Кто-нибудь другой, – сказал Рамакришна, – давно
покинул бы меня».
Действительно, сомнение, свойственное темпераменту Нарена, было одним из
его самых удивительных качеств. Мы все когда-либо испытывали сомнения, и то,
что этот проницательный наблюдатель ничего не принимал на веру, должно
послужить нам немалым утешением. Когда мы читаем о жизни Рамакришны и видим,
как часто он даровал Нарену глубочайшие откровения, может даже показаться, что
Нарен сомневался слишком много и слишком долго. Но мы должны помнить, что вера
Нарена не была поверхностной. Его сомнения были велики, ибо он был способен
глубоко верить. Для большинства из нас обращение в какую-нибудь веру не имеет
далеко идущих последствий. Для Нарена «верить» означало быть совершенно
преданным объекту своей веры. Неудивительно, что он колебался! Неудивительно,
что его внутренние битвы были столь суровыми!
В 1885 году у Рамакришны развился рак горла. По мере того как становилось
ясно, что Учитель не пробудет с ними долго, молодые ученики все больше и больше
сближались. Нарен был их лидером вместе с другим юношей по имени Ракхал,
который позднее стал Свами Брахманандой. Однажды, когда Рамакришна лежал в
последней стадии болезни, Нарен медитировал в комнате внизу. Внезапно он
утратил внешнее сознание и вошел в самадхи. На какой-то миг его охватил ужас, и
он выкрикнул: «Где мое тело?» Один из учеников подумал, что Нарен, должно быть,
умирает, и побежал наверх сообщить об этом Учителю. «Оставьте его как есть на
некоторое время, – с улыбкой сказал Рамакришна. – Он достаточно долго упрашивал
меня дать ему этот опыт». Прошло немало времени, прежде чем Нарен вошел в
комнату Рамакришны, переполненный радостью и покоем. «Теперь Мать показала тебе
все, – сказал ему Рамакришна. – Но ключ я оставлю у себя. Когда ты завершишь
|
|