|
– бесконечное блаженство. Он наслаждается бескрайним и полным блаженством,
обретя то единственное, чем человеку должно наслаждаться, а именно – Бога; он
наслаждается блаженством в Боге.
19. Мы должны помнить, что наша религия разъясняет четко и ясно, что
каждый, кто стремится к спасению, должен пройти через стадию риши – должен
стать мантра-драшта, должен увидеть Бога. Это и есть спасение; таков закон,
утвержденный нашими священными писаниями.
20. Цель заключается в том, чтобы изолировать душу от всех объектов,
ментальных и физических; и когда это происходит, душа понимает, что всегда была
в одиночестве и что ей никто не был нужен, чтобы быть счастливой. До тех пор,
пока мы нуждаемся в ком-то для достижения счастья, мы – рабы. Когда Пуруша
понимает, что он свободен и ему ничего не требуется, чтобы дополнить себя, что
в природе нет никакой необходимости, – тогда наступает свобода (кайвалъя).
21. Веданта учит, что нирвана достижима здесь и сейчас, что для этого не
нужно ждать смерти.
Нирвана есть осознание высшего Я; и того, кто однажды испытал это хотя бы
на мгновение, мираж индивидуальности уже никогда не введет в заблуждение. Имея
глаза, мы вынуждены видеть очевидное, но мы всегда будем знать, чем оно
является на самом деле, – мы познали его истинную
природу. Это экран, скрывающий наше неизменное Я. Экран поднимается, и мы
находим за ним
высшее Я. Все перемены происходят на экране. У святого этот экран тонок, и
истинная реальность просвечивает сквозь него. У грешника экран толст, и мы
можем забыть о том, что Атман там, за экраном, так же как и за экраном святого.
Когда экран убран насовсем, мы понимаем, что его никогда и не существовало, что
мы всегда были Атманом и ничем более, и даже забываем об экране.
22. Когда человек обретет свободу, это не значит, что он остановится и
превратится в застывшую глыбу. Нет, он станет активнее любого другого существа,
потому что все действуют только по
принуждению, и лишь он – свободно.
23. Невежество – смерть, знание – жизнь.
24. Освобождение означает полную свободу – свободу от оков как добра, так
и зла. Золотая цепь такая же цепь, как и железная.
25. Вы должны хранить великую силу в своем уме и словах. «Я ничтожен, я
ничтожен» – повторяя это в уме, человек себя принижает и умаляет. Поэтому в
шастрах говорится:
«Тот, кто считает себя свободным, свободным и становится; тот, кто считает
себя связанным, связанным и остается».
Известная поговорка «О чем человек думает, тем он и становится» – верна.
Только тот, кто постоянно осознает идею свободы, становится свободным; но тот,
кто думает, что он связан, в рабстве влачит свое существование жизнь за жизнью.
26. Спасение означает познание истины. Мы ничем не становимся, мы – то,
что мы есть. Спасение <приходит> через веру, а не через работу. Оно вопрос
знания! Вы должны знать, что вы есть, – и дело сделано.
ГИТА
1. Величию малого – вот чему учит Гита; да будет благословенна эта древняя
книга!
2. Трудись непрестанно, но не будь привязанным к своему труду – вот
центральная идея Гиты.
3. Бхагавадгита – лучший комментарий к философии веданты. Любопытно, что ее
действие разворачивается на поле сражения, где Кришна преподает данную
философию Арджуне; и главная идея, пронизывающая каждую стрянитту Гиты, – это
идея напряженной деятельности, но при этом неизменного покоя. В этом состоит
тайна труда, и достижение этого идеала является целью веданты.
4. Когда мы читаем Гиту при свете свечи, немало насекомых погибает в ее
пламени. И мы понимаем, что с трудом связано некоторое зло. Тех, кто трудится,
не руководствуясь сознанием своего низшего «я», не затрагивает зло, ибо они
трудятся на благо мира. Труд без мотива, труд без привязанности приносит высшее
блаженство и свободу. Этот секрет карма-йоги раскрывает в Гите Господь Шри
Кришна.
5. Читая Бхагавадгиту, многие из вас, на Западе, наверное, были удивлены
тем, что во второй главе Шри Кришна называет Арджуну лицемером и трусом за то,
что тот отказался сражаться или оказывать какое-либо сопротивление врагам,
которые были его друзьями и родственниками, утверждая при этом, что высочайшим
идеалом любви является непротивление злу. Это великий урок для нас всех; и мы
должны понять, что во всех вещах две крайности подобны – предельно
положительное и предельно отрицательное всегда похожи... Арджуна струсил при
виде могущественного войска, выступившего против него; из-за своей «любви» он
забыл долг перед страной и царем. Вот почему Шри Кришна назвал его лицемером:
«Ты говоришь, как мудрец, но твои поступки выдают в тебе труса, поэтому встань
и сражайся!»20
6. Снова и снова читаем мы в Бхагавадгите, что все мы должны непрестанно
трудиться. Всякая работа по природе своей состоит из добра и зла. Нет такой
работы, которая не принесла бы какой-то пользы; не может быть и такой работы,
которая не принесла бы какого-то вреда. Всякая работа неизбежно должна быть
соединением добра и зла, и все же нам заповедано трудиться непрестанно. И добро
и зло принесут свои результаты, сформируют карму. Хорошее действие произведет
для нас хорошее следствие, дурное действие – плохое. Но и хорошее, и плохое –
оковы для души. Работа по природе своей сковывает; и выход, который предлагает
Гита, заключается в том, чтобы не привязываться к работе, которую мы выполняем,
|
|