|
материализма.
7. Вы рассуждаете о кшатриях, употреблявших в пишу мясо. Употребляли они
мясо или нет, но именно кшатрии – родоначальники всего благородного и
прекрасного в индуизме. Кто написал упанишады? Кем был Рама? Кем был Кришна?
Кем был Будда? Кем были тиртханкары джайнов? Разве Бог – слабонервный глупец,
подобный вам, и река его милосердия будет остановлена из-за кусочка мяса? Будь
он таков – грош ему цена!
8. Отнимать жизнь – это, безусловно, грех. Но до тех пор, пока
растительная пища благодаря
9. развитию химии не станет удобоваримой для человеческого организма, не
будет альтернативы мясоедению. Пока человеку приходится вести раджасический
(активный) образ жизни в условиях, подобных современным, нет другого выхода,
кроме употребления в пищу мяса. Это правда, что император Ашока своей угрозой
казни для преступивших его запрет спас жизни миллионов животных, но разве
тысячелетнее рабство не более ужасно, чем гибель? Что является большим грехом –
лишение жизни нескольких козлов или неспособность защитить честь своей жены и
дочери, спасти крохи, предназначенные для детей, от рук вора? Лучше оставьте
вегетарианство высшим слоям общества, тем, кто не зарабатывает на жизнь
физическим трудом. Но насильственное принуждение к нему тех, кто вынужден
добывать свой хлеб, работая день и ночь, – одна из причин утраты нашей
национальной свободы.
10. Более девяноста процентов тех, в ком, по вашему мнению, преобладает
качество саттвы, на
11. самом деле глубоко погрязли в тамасе. Будет хорошо, если каждый
шестнадцатый из них окажется действительно полным саттвы! Что нам сейчас нужно,
так это мощное пробуждение раджасической энергии, поскольку вся страна окутана
пеленой тамаса. Люди нашей страны должны быть накормлены и одеты, их нужно
пробудить — дать импульс к более активной деятельности. Иначе они станут
инертными, неподвижными, как деревья и камни. Поэтому я говорю: ешь побольше
рыбы и мяса, мой мальчик!
12. Конечно, есть мясо – варварский обычай; и растительная пища,
несомненно, чище – кто станет отрицать это? Строгая вегетарианская диета,
безусловно, хороша для того, кто единственной своей задачей считает
исключительно духовную жизнь. Но тот, кто вынужден вести корабль своей жизни в
изнурительном труде, в постоянном поединке со смертью, в борьбе за
существование в этом мире, должен по необходимости употреблять мясо. До тех пор,
пока в человеческом обществе процветает торжество сильного над слабым,
животная пища необходима, или же должен быть найден подходящий ее заменитель; в
противном случае слабые будут неизбежно попраны пятою сильных. Недостаточно
приводить единичные случаи положительного влияния растительной пищи на
конкретного человека или группу людей – сравните разные народы и лишь тогда
делайте выводы.
СВОБОДА И МУКТИ (СПАСЕНИЕ)
1. Ум не так-то легко обуздать. Ум, который приходит в волнение19 от
каждой мелочи, при малейшем поводе или опасности, – в каком же состоянии он
пребывает! Как можно говорить о величии или духовности, когда ум подвержен
такой изменчивости? Нужно преобразить неустойчивое состояние ума. Мы должны
спросить себя, насколько мы подвержены влиянию внешнего мира и можем стоять на
собственных ногах, несмотря на воздействия извне. Только когда мы научимся
хранить равновесие, несмотря на любые внешние силы, только тогда достигнем
свободы, и никак не ранее. Это и есть спасение души.
2. Все, что мы видим вокруг, борется за свободу: от атома до человека, от
бесчувственной, безжизненной частицы материи до высочайшей сущности на земле –
человеческой души. Вся Вселенная фактически является результатом этой борьбы за
свободу.
3. Основой всего, что мы видим во Вселенной, является все та же борьба за
свободу, и под влиянием этого стремления молится святой и крадет вор. Когда
направление деятельности не верно, мы называем это злом, а когда ее проявление
правильное и высокое, мы называем это добром. Но импульс один и тот же – борьба
за свободу.
4. Свобода является единственной целью природы, как бесчувственной, так и
наделенной способностью к чувственному восприятию, и, сознательно или
бессознательно, все борется за достижение этой цели. Свобода, к которой
стремится святой, значительно отличается от той свободы, которой ищет вор:
свобода, любимая святым, ведет его к наслаждению бесконечным, невыразимым
блаженством, в то время как свобода, которой отдал свое сердце вор, только
заковывает его душу в еще более прочные цепи.
5. Мы говорим: свобода – вот к чему нам нужно стремиться, и эта свобода –
Бог. Она есть неизменное счастье, которое присутствует во всем; но когда
человек ищет его в чем-то тленном, ему выпадает лишь искорка этого счастья. Вор,
совершая кражу, испытывает то же счастье, что и человек, находящий его в Боге;
но вору достается только искра счастья и море страдания. Истинное счастье – Бог.
Любовь – это Бог. Свобода – это Бог; а все, что сковывает, не есть Бог.
6. Человек уже обладает свободой, но ему предстоит открыть ее. Человек
свободен, но каждое мгновение забывает об этом. Это открытие свободы,
сознательное или бессознательное, и есть жизнь каждого. Разница между мудрым и
невежественным человеком состоит в том, что один осуществляет поиск сознательно,
а другой – бессознательно.
7. Понятие свободы – это единственно истинное понятие о спасении: свобода
от всего от чувств, будь то удовольствие или страдание, от добра, равно как и
|
|