|
должен говорить, что он слаб. Откуда вам знать, какие возможности скрыты в
вашей душе за кажущейся беспомощностью? Вы слишком мало знаете о том, что
внутри вас! Ибо в вас океан нескончаемой силы и блаженства.
6. Вера, вера, вера в себя, вера, вера в Бога – вот тайна величия. Если вы
будете верить во все триста тридцать миллионов своих мифологических богов, да в
придачу во всех тех богов, которых время от времени заносят в вашу среду
иностранцы, и все же при этом не будете верить в себя – нет вам спасения.
Поверьте в себя, утвердитесь в этой вере и будьте сильными – вот что нам
необходимо.
7. Мы утратили веру в себя. А потому необходимо проповедовать адвайту как
один из аспектов веданты, чтобы пробуждать сердца людей, чтобы показывать им
величие их душ. И по этой причине я проповедую адвайту, но не как сектант, а на
основах всеобщих и широко доступных.
8. В действительности и дуалист, и последователь ограниченного или
абсолютного монизма твердо верят, что все заключено в самой душе и должно лишь
пробиться наружу и выявить себя. И поэтому шраддха, вера в себя, есть то, что
нужно мне и всем нам; и перед вами стоит великая задача – обрести эту веру.
Гоните прочь ужасную болезнь, которая незаметно входит в кровь нашей нации, –
низменную привычку смеяться над всем, утрату серьезности. Откажитесь от нее.
Будьте сильными и обретите шраддху – и все остальное придет.
9. Ничего не бойтесь. Вы совершите удивительную работу. Как только вы
ощутили страх – вы погибли. Именно страх – главная причина страданий мира.
Именно страх – величайший из всех предрассудков. Именно страх – виновник всех
наших бед, в то время как бесстрашие мгновенно возносит нас на небеса.
Пробуждайтесь, поднимайтесь и не останавливайтесь, пока не достигнете цели.
10. Если человек денно и нощно думает, что он несчастен, низок и ни на что
не годится, – таким он и становится. Если вы постоянно утверждаете: «Я есмь, я
есмь», так и будет. И если вы говорите: «Меня нет», денно и нощно думаете о том,
что вы ничто, то и станете ничем. Это великая истина, о которой всегда следует
помнить. Мы – дети Всемогущего, мы – искры вечного, божественного Огня. Как
можете вы быть ничем? Мы – все, мы готовы свершить все, мы можем свершить все,
и человек должен свершить все.
11. Эта вера в себя жила в сердцах наших предков, она была главной движущей
силой, толкавшей их все выше и выше в ходе развития цивилизации. И если
случались периоды упадка, если обнаруживались изъяны – запомните мои слова, и
вы сами убедитесь в этом, – деградация начиналась в тот самый день, когда наш
народ терял веру в себя.
12. Утратить веру в себя – значит, утратить веру в Бога. Верите ли вы в
беспредельное, благое Провидение, что трудится в вас и через вас? Если вы
верите, что вездесущее Начало – Ота-Прота, употребляя санскритское слово, –
присутствует в каждом атоме, пронизывает ваше тело, ум, душу, как можете вы
впадать в уныние?
ПИЩА
1. Вначале следует проявлять заботу о том, какую пищу мы употребляем; но
когда мы достаточно окрепнем, когда наша практика получит успешное развитие,
отпадет необходимость быть столь осторожными в этом вопросе. Пока саженец мал,
его нужно защитить оградой, чтобы уберечь от повреждений; но когда он
становится деревом, ограду убирают, ведь дерево обладает уже достаточной силой,
чтобы противостоять любым опасностям.
2. Соблюдение некоторых правил в том, что касается употребления пищи,
необходимо. Нам следует употреблять пишу, которая способствует чистоте ума.
3. Есть некоторые виды пищи, которые приводят к определенному изменению
ума, – мы наблюдаем это каждый день. Другие виды пищи вызывают изменения в теле,
а при длительном употреблении значительно влияют и на ум. Это очень важно
знать, ибо немалая доля наших страданий связана с пищей, которую мы едим.
Легко заметить, что после тяжелой и трудноперевариваемой пищи очень трудно
контролировать ум, – он непрестанно мечется. Есть также некоторые виды пищи,
которые действуют возбуждающе; если вы будете принимать такую пищу, окажется
что, вы не в силах контролировать свой ум.
4. Неужели мы проведем всю жизнь в одних лишь рассуждениях о чистоте или
нечистоте пищи, или все-таки нам следует стараться обуздать свои чувства?
Безусловно, главное – обрести контроль над чувствами, а различение хорошей и
плохой, чистой и нечистой пищи только помогает нам в какой-то мере достичь этой
цели.
5. Согласно нашим священным писаниям, существуют три вещи, которые делают
пищу нечистой: 1) джати-доша, или естественные недостатки некоторых видов пищи,
таких как лук, чеснок и т.д.; 2) нимитта-доша, или недостатки, возникающие
из-за присутствия внешних нечистых элементов, таких как мертвые насекомые, пыль
и т. п., попадающих на сладости, которые мы покупаем в магазине; 3) ашрайа-доша,
или недостатки, возникающие из-за того, что пища поступает из дурного
источника, например, когда ее касаются или готовят безнравственные люди.
Особое внимание следует уделять тому, чтобы избегать пищи с недостатками
первого и второго рода. Однако в нашей стране как раз на эти два вида
недостатков люди не обращают никакого внимания, но изо всех сил борются с
третьим, который только йог может правильно распознать.
6. Начинающему следует уделять особое внимание всем тем правилам питания,
которые признаются его учителями. Но нелепый, бессмысленный фанатизм,
окончательно загнавший религию на кухню (как это видно на примере многих наших
сект и общин), без всякой надежды, что благородные истины религии когда-либо
обнаружат себя в свете подлинной духовности, – это лишь особый род чистейшего
|
|