|
увидите, что победа над злом достигается только посредством изменения в
субъективном. Вся сила системы адвайты опирается на субъективное начало в
человеке. Бессмысленно говорить о зле и страдании, поскольку они не существуют
снаружи. Если я невосприимчив ко всякому гневу, значит, я никогда не испытываю
гнева. Если я недоступен ненависти, значит, я никогда не испытываю ее.
10. Добро и зло – это вопрос лишь степени проявления: больше или меньше.
Возьмем, к примеру, нашу собственную жизнь. Как много из того, что в детстве мы
считали добром, на самом деле оказалось злом; и наоборот, многое, казавшееся
злом, в действительности было добром. Как меняются наши представления! Как они
расширяются и возвышаются! То, что когда-то казалось нам прекрасным, мы не
считаем таким уж хорошим сейчас. Следовательно, добро и зло – всего лишь
предрассудки, и реально не существуют. Разница – лишь в мере. Все это –
проявление Атмана. Он проявляется во всем, только очень грубое его проявление
мы называем злом, а утонченное – добром.
11. Этика всегда говорит: «Не я, но ты». Ее девиз: «Не я, но ты». Законы
этики говорят, что пустые идеи индивидуализма, за которые цепляется человек,
пытаясь через органы чувств обрести бесконечную Силу или вечное Блаженство,
должны быть отброшены. В конец следует ставить себя, а других – вперед. Чувства
требуют: «Сначала я». Этика же утверждает: «Я должен оставаться последним».
Таким образом, все своды этических правил основаны на этом самоотречении;
сокрушение – а не утверждение – индивидуального на материальном плане.
Беспредельное не может найти своего выражения на материальном плане, это
невозможно и немыслимо.
12. Самым значительным изъяном всех без исключения этических систем
является отсутствие в них учения о том, каким образом человек может удержаться
от совершения зла. Все этические системы провозглашают: «Не укради!» Очень
хорошо, но почему же человек крадет? Потому что кража, разбой и другие
злодеяния, как правило, стали непроизвольными. Все те мужчины и женщины,
которые постоянно крадут, грабят, лгут, творят зло и несправедливость,
поступают так вопреки самим себе! Это действительно огромная психологическая
проблема. Мы должны смотреть на человека в самом милосердном свете. Держаться
добродетели нелегко. Что вы являете собою, как не простые машины, пока не
обретете свободу? Должны ли вы гордиться оттого что добродетельны? Конечно, нет.
Вы добродетельны, ибо не можете быть иными. Другой же – плохой, ибо ничего не
может с этим поделать. Будь вы на их месте, кто знает, какими бы вы были?
Женщина на панели или воришка в тюрьме – это Христос, приносимый в жертву ради
того, чтобы вы были добродетельны. Таков закон равновесия. Все воры и убийцы,
все вероломные, слабые, падшие грешники, черти – все они – мой Христос! Я
должен поклоняться Богу Христу и демону Христу! Это мое вероучение, и я ничего
не могу с этим поделать. Я склоняюсь к стопам добродетельных и к стопам
грешников и падших! Все они – мои учителя, мои духовные отцы, все они – мои
Спасители. Я могу проклинать кого-то и в то же время извлекать пользу из его
недостатков; я могу благословлять другого, так же извлекая пользу из его
добродетелей. И это так же истинно, как то, что я стою сейчас здесь. Я должен
брезгливо морщиться при виде уличной женщины лишь потому, что того желает
общество?! Она – мой Спаситель, чье падение – залог целомудрия других женщин!
Подумайте об этом. Обдумайте это, мужчины и женщины, наедине с собою. Это
правда – голая, неприкрытая правда! Чем больше я узнаю мир, чем больше встречаю
мужчин и женщин, тем сильнее убеждаюсь в этом. Кого мне порицать? Кого мне
превозносить? Надо видеть обе стороны медали.
ВЕРА
1. Все мысли о том, что мы можем сделать и чего не можем, не более чем
предрассудки. Мы можем все. Веданта учит людей верить, прежде всего, в себя
самих. Подобно тому, как некоторые религии мира считают атеистом того, кто не
верит в личного Бога вне самого человека, так и веданта относит к атеистам тех,
кто не верит в себя. Неверие в величие своей души веданта называет атеизмом.
2. Идеал веры в самих себя – величайшая помощь нам. Если бы нас более
целенаправленно учили верить в себя и воплощать этот идеал в жизнь, я уверен,
что значительная часть зол и несчастий, ныне преследующих нас, давно бы исчезла.
Если на протяжении всей истории человечества какая-либо движущая сила в жизни
любого выдающегося человека, будь то мужчина или женщина, и обладала величайшим
потенциалом, так это была сила веры в себя. Люди, рожденные с сознанием того,
что им предназначено быть великими, в конце концов таковыми и становились.
3. Пусть человек опустился на самое дно; все равно наступит час, когда из
глубины отчаяния он воспрянет и научится верить в себя. Но было бы лучше для
нас знать это с самого начала. Зачем же проходить через все эти горькие
испытания только ради того, чтобы обрести веру в себя?
4. Очевидно, что вся разница между людьми определяется наличием или
отсутствием веры в себя. Вера в себя может все. Я познал и до сих пор познаю
это на опыте собственной жизни, и чем старше я становлюсь, тем крепче моя вера.
Тот атеист, кто не верит в себя. Древние религии утверждали, что атеист – это
тот, кто не верит в Бога. Новая религия называет атеистом того, кто не верит в
себя. Однако это не эгоистичная вера, поскольку веданта, опять-таки, это учение
Единства, что подразумевает веру во все и всех, ибо ты – все.
5. Это великая вера, которая изменит мир к лучшему. Я в этом убежден. Тот
величайший человек, кто может сказать: «Я знаю о себе все» – и это будет
правдой. Знаете ли вы, сколько энергии, сколько способностей, сколько сил еще
таится за вашим внешним покровом? Какой ученый узнал все, что есть в человеке?
Миллионы лет прошло с тех пор, как человек пришел сюда, и все же лишь
бесконечно малая часть его сил нашла свое внешнее проявление. Поэтому никто не
|
|