Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: УЧЕНИЕ ВИВЕКАНАНДЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
трение, извлекающее знание наружу.
    16. На самом деле нет такого человека, которого обучил кто-то другой; 
каждый из нас должен учить себя сам. Внешний учитель дает только повод, который 
побуждает внутреннего учителя работать над познанием сути вещей.
    
    17. Образование – это не набивание головы фактами. Совершенствование 
инструмента и полное господство над своим умом <— вот идеал образования >. Если 
я хочу сосредоточить свой ум на каком-либо предмете, он устремляется к нему; и 
в тот момент, когда я отзываю его, он <вновь> свободен.
ЭТИКА
     1 Величайшим обществом является то, в котором высшие истины воплощаются в 
жизнь. Таково мое мнение. И если общество не соответствует высшим истинам, 
преобразите его – и чем скорее, тем лучше. Решитесь на это, мужчины и женщины; 
осмельтесь поверить в Истину, осмельтесь воплотить Истину на практике!
     2 Кто знает, чей идеал ближе к истине? Зримые сила и могущество, 
почитаемые Западом, или стойкость духа, проявляемая в страдании Востоком?
     Запад говорит: «Мы уменьшаем зло, побеждая его». Индия говорит: «Мы 
разрушаем зло, претерпевая страдания до тех пор, пока зло не обратится для нас 
в ничто и не превратится в наслаждение». Что же, и то и другое – великие идеалы.
 Кто знает, который из них уцелеет в конечном счете? Кто знает, какой подход 
принесет истинную пользу человечеству? Кто знает, что обезоружит и победит в 
человеке животное начало? Будет это страдание или действие?
     Однако не будем разрушать идеалы друг друга. Мы занимаемся одним делом – 
уничтожением зла. Вы предпочитаете свой метод, позвольте же и нам пользоваться 
своим. Давайте не будем разрушать идеалы. Я не говорю Западу: «Используйте наш 
метод». Конечно, нет. Цель одна, но пути достижения никогда не могут быть 
одинаковыми. Поэтому я надеюсь, что, узнав об идеалах Индии, вы ответите ей в 
том же духе: «Мы знаем вашу цель, идеал – это хорошо и для вас, и для нас. 
Следуйте своему идеалу. Используйте свой метод, и Бог вам в помощь!» Миссия 
моей жизни – убедить Запад и Восток не ссориться из-за различия идеалов и 
показать, что цели у нас одинаковы, какими бы разными они ни казались на первый 
взгляд. Пока мы держим свой путь по горам и долинам жизни, пожелаем друг другу 
Божьей помощи.
     3. Делом этики всегда было и будет не уничтожение различий и установление 
единообразия во внешнем мире — что само по себе невозможно, ибо привело бы к 
смерти и уничтожению, – но признание единства, несмотря на все различия, 
признание Бога внутри, несмотря на все, что страшит нас, признание бесконечной 
силы, присущей каждому, несмотря на кажущуюся слабость, и признание вечной, 
беспредельной, изначальной чистоты души, несмотря на все внешнее.
     4. Обращая свой взор к этике, мы наблюдаем значительное отступление. Она, 
пожалуй, единственная наука, которая открыто покидает поле боя. Ибо этика – это 
единство, а ее основа – любовь. Она не обращает внимания на многообразие. Цель 
этики – единство, одинаковость. Высочайшие нормы этики, открытые человечеством 
к настоящему времени, не знают различий, им некогда останавливаться на них, у 
них одна цель — установить единство. Индийский ум – я имею в виду ведантический 
тип ума, – будучи более аналитическим, обнаружил единство путем анализа и 
пожелал на основе одной идеи единства построить все.
     5. Таким образом, карма-йога — это этическая и религиозная система, целью 
которой является достижение свободы через самоотречение и добрые дела. 
Карма-йогу не требуется верить в какую-либо доктрину. Он может не верить далее 
в Бога, может не задаваться вопросом, что есть его душа, и не утруждать себя 
метафизическими рассуждениями. У него своя особая задача – осуществить 
самоотречение, и он должен решить эту задачу самостоятельно. Каждое мгновение 
его жизни должно стать осуществлением, поскольку лишь посредством труда, без 
помощи доктрины или теории, он должен достичь той лее цели, к которой джнянин 
приходит путем размышления и вдохновения, а бхакта – путем любви.
     6. В современном мире это многовековое стремление приняло форму равенства 
– свободы, равенства и братства. Это тот же фанатизм. Подлинного равенства 
никогда не было, и быть не может на этой земле. Как можем мы все быть здесь 
равными? Эта недостижимая форма равенства означала бы всеобщую смерть.
     7. И все же идея осуществления рая на земле обладает огромной движущей 
силой. Подобно тому, как неравенство необходимо для творения, так и борьба, 
направленная на то, чтобы положить ему конец, тоже необходима. Если бы не было 
стремления стать свободным и вернуться к Богу, не было бы и творения. Различие 
между этими двумя силами и определяет природу человеческих мотивов. И всегда 
будут существовать различные мотивы деятельности: одни – ведущие к зависимости, 
другие – к свободе.
     8. То, что одни физически сильнее других и потому могут подчинить или 
победить более слабых, – факт самоочевидный; но то, что благодаря своей силе 
только они должны обрести счастье человеческой жизни, противоречит закону. И 
борьба идет против этого. То, что одни, в силу своих природных способностей, 
сумеют накопить больше благ, чем другие, естественно; но то, что по этой 
причине они должны угнетать других и не считаться с теми, кто не в состоянии 
приобрести столько благ, противоречит закону, и против этого тоже идет борьба. 
Обладание преимуществами перед другими – привилегия, и на протяжении веков 
целью этики было ее уничтожение. Это и есть работа, направленная на достижение 
равенства и единства, но не нарушающая многообразия.
     9. Перемены всегда носят субъективный характер. На протяжении всего 
процесса эволюции мы наблюдаем, что завоевание природы происходит через 
изменения в самом субъекте. Примените тот же принцип к религии и морали, и вы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-