|
узнали, с вашими собственными размышлениями, – и вы обнаружите, что я лишь
выразил их. Я никогда ничему не смогу вас научить; вам самим придется учить
себя, но, может быть, я смогу помочь выразить то, о чем вы думаете.
5. Видите ли, никто не может научить другого. Учитель все портит, думая,
что он учит. Веданта утверждает, что все знание – в человеке, даже в ребенке –
нужно только пробудить его, в этом и состоит задача учителя. Единственное, что
мы должны сделать для детей, – помочь им овладеть своим собственным интеллектом,
с тем, чтобы правильно использовать руки, ноги, уши, глаза и т. д., и, в конце
концов, все станет легко.
6. Вы не читали историй из упанишад? Я расскажу вам одну. Сатьякама
отправился к своему гуру, чтобы вести жизнь брахмачарина. Гуру поручил ему
присматривать за коровами и отправил в лес пасти их. Шли месяцы, и когда
Сатьякама обнаружил, что число коров увеличилось вдвое, то решил вернуться к
своему гуру. На обратном пути огонь, бык и другие животные давали ему
наставления о Высшем Брахмане. Когда ученик вернулся, гуру, лишь взглянув в его
лицо, сразу понял, что тот обрел знание о Высшем Брахмане. Мораль этой истории
состоит в том, что истинное образование человек получает, живя в постоянном
общении с природой.18
7. На мой взгляд, сущность образования заключается в сосредоточении ума, а
не в накоплении
фактов. Если бы мне пришлось заново начинать свое образование и у меня
была свобода выбора, я
бы вовсе не изучал фактов. Я бы развивал силу сосредоточения и
отрешенности и затем, обладая совершенным инструментом, мог бы собирать факты
по своему выбору.
В ребенке необходимо одновременно развивать способности сосредоточения и
отрешенности.
8. Вот вы считаете человека образованным, если он способен сдать экзамены и
хорошо читать лекции. Но стоит ли называть образованием то, что не помогает
основной массе людей подготовиться к борьбе за жизнь, что не наделяет человека
силой характера, филантропическим настроем и львиным мужеством? Истинным
образованием является то, что позволяет человеку твердо стоять на собственных
ногах. Образование же, которое вы теперь получаете в школах и колледжах, делает
из вас лишь племя подавленных людей. Вы работаете просто как машины, и ведете
существование медуз.
9. Образование не есть определенное количество информации, которую вложили
вам в голову, и она хаотично разрастается там, оставаясь не усвоенной до конца
жизни. Идеи должны ассимилироваться, формируя человека, его характер и саму
жизнь. Если вы усвоили пять идей и претворили их в своей жизни и характере, вы
более образованны, нежели человек, выучивший наизусть целую библиотеку. Если бы
образование было тождественно информации, библиотеки превратились бы в
величайших в мире мудрецов, а энциклопедии – в риши.
10. Негативные мысли ослабляют людей. Вы не замечали, как часто в тех
семьях, где родители, заставляя своих детей читать и писать, постоянно твердят
им, что те никогда и ничему не научатся, обзывают их глупыми и т. п., дети в
конце концов именно такими и становятся? Если вы говорите детям добрые слова и
поощряете их, они непременно со временем изменятся в лучшую сторону. Все, что
относится к детям, остается в силе и в сфере высших познаний. Если вы сумеете
передать им положительные идеи, они вырастут настоящими людьми и научатся
стоять на собственных ногах.
11. В языке и литературе, в поэзии и в иных искусствах – во всем нужно
указывать не на ошибки, которые люди допускают в мышлении и поступках, а на
способ, посредством которого они постепенно смогут лучше мыслить и действовать.
Указание на ошибки лишь ранит человека. Мы наблюдали, как Шри Рамакришна
поощрял даже тех, кого мы считали совершенно никчемными людьми, и тем самым
изменял все течение их жизни! Сам по себе его метод обучения – уникальное
явление.
12. Знание изначально заложено в человеке. Нет такого знания, которое
приходит извне: все оно внутри. То, что мы называем «человек познает», строго
психологически должно называться «обнаруживает знание», «раскрывает знание»;
ибо то, что человек «учит», он на самом деле обнаруживает, снимая покров со
своей собственной души, которая и есть источник бесконечного знания. Мы говорим,
что Ньютон открыл гравитацию. Неужели она сидела где-то в уголке, ожидая его?
Она была в его собственном уме; пришло время, и он обнаружил ее.
13. Все знание, которое когда-либо получал мир, приходит из ума;
бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном разуме. Внешний
мир – это только намек, повод, который побуждает вас исследовать разум,
неизменно являющийся единственным объектом изучения. Падение яблока навело
Ньютона на мысль, и он стал исследовать свой ум; он перебрал все мысленные
связи, ранее существовавшие там, и обнаружил среди них новое звено, которое мы
теперь называем законом гравитации. Этот закон был не в яблоке и не в недрах
земли.
14. Все знание, физическое или духовное, находится в уме человечка.
Зачастую оно не открыто и остается как бы под покровом; когда этот покров
медленно приподнимается, люди говорят: «Мы познаем». И успех в овладении
знанием напрямую связан с процессом снятия покрова. Человек, у которого этот
покров приподнят, – более знающий; человек, у которого он лежит толстым слоем,
– невежда; а человек, у которого этот покров снят вовсе, – всеведущ, и обладает
абсолютным знанием.
15 Знание присутствует в уме, подобно пламени в кусочке кремня; намек –
|
|