Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Сердце йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
Это тоже своего рода отречение; только оно осуществляется медленно и постепенно,

 путем познания явлений, наслаждения ими, путем приобретения опыта и изучения 
природы вещей до тех пор, пока ум наконец всех их не отвергнет и не отрешится 
от них. Первый путь отрешения связан с рассуждением, второй – с трудом и опытом.

 Первый путь – путь джнана-йоги и характеризуется отказом от всякой работы, 
второй путь – путь карма-йоги, и тут работа никогда не прекращается. Каждый 
человек должен работать во Вселенной. Только те, кто совершенно удовлетворены 
своей близостью с высшим «Я», чей ум не выходит из «Я», для которых все 
сосредоточено в «Я», – только тем не обязательно работать. Все остальные должны 

трудиться. Поток, устремляясь ниже и попадая в углубление, образует водоворот; 
покружившись в нем некоторое время, он вновь свободно вытекает и 
беспрепятственно продолжает свой бег. Каждая человеческая жизнь подобна такому 
потоку. Она попадает в водоворот, кружится в этом мире пространства, времени и 
причинности и снова вырывается из него, возвращаясь к прежней свободе. Так 
поступает весь мир. Независимо от того, знаем ли мы это или нет, сознательны ли 

мы или бессознательны, мы все работаем с целью стряхнуть с себя сновидения этой 

жизни. Цель жизненного опыта на земле – дать возможность человеку выйти из 
этого водоворота.
Что такое карма-йога? Это – познание тайны труда. Мы видим, что весь мир 
работает. Для чего? Для свободы, для спасения; все, начиная с атома и кончая 
высшим существом, работают для той же цели – для свободы ума, тела, духа. Все 
неустанно стремится к свободе и убегает от рабства. Солнце, Луна, Земля, 
планеты стараются вырваться из рабства. Центробежные и центростремительные силы 

природы типичны для нашей Вселенной. Вместо того чтобы кружиться во Вселенной и 

после долгой отсрочки и многих уроков познать вещи сами в себе, мы познаем в 
карма-йоге тайну труда, метод работы, организаторскую ее силу. Если мы не будем 

знать, как пользоваться энергией, мы рискуем напрасно потратить большое 
количество сил. Карма-йога создает науку о труде и учит нас, как лучше 
использовать всякую совершающуюся в мире работу. Труд неизбежен. Так должно 
быть, но мы должны работать для высшей цели. Карма-йога заставляет нас признать,

 что мир наш – это явление пяти минут, что это нечто, через что мы должны 
пройти, что свобода – не в этом мире и что ее можно обрести лишь за пределами 
мира. Для того чтобы найти дорогу и освободиться от оков мира, мы должны сперва 

постепенно и крепко опутывать ими себя. Иногда встречаются исключительные люди, 

о которых я только что говорил, а именно: те, которые могут стать в стороне и 
отринуть мир подобно тому, как змея сбрасывает свою шкуру, а затем отползает в 
сторону и смотрит на нее, но остальная часть человечества должна медленно 
проделать всю работу мира. Карма-йога указывает процесс этой работы, ее тайну и 

метод, при помощи которого можно пройти этот путь наиболее плодотворно.
Что же говорит карма-йога? «Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой 
привязанности к труду. Не отождествляйте себя ни с чем вне вас. Держите ваш ум 
свободным. Все, что вы видите, – горести и несчастья – есть только необходимые 
условия жизни мира; бедность, богатство и радость всегда мимолетны; они вовсе 
не принадлежат истинной нашей природе. Природа наша недоступна ни страданию, ни 

горю, ни предметам чувств, ни воображению; и все же мы должны продолжать 
трудиться. Страдание порождается пристрастием, а не трудом». Коль скоро мы 
отождествляем себя с нашей работой, мы чувствуем себя несчастными; если же мы 
не отождествляем себя с нею, мы и не страдаем. Если сгорает прекрасная картина, 

принадлежащая другому, человек обычно не испытывает страдания; если же 
собственная его картина сгорает, каким несчастным он себя чувствует! Почему? 
Обе картины были прекрасны; они, может быть, были копиями одного и того же 
оригинала, но в одном случае горе гораздо острее, чем в другом, потому что в 
одном случае он отождествил себя с картиной, в другом же случае он этого не 
сделал. Это «Я» и «мое» и является причиной несчастья. Чувство собственности 
порождает эгоизм, а эгоизм порождает страдание. Каждый эгоистический акт и 
эгоистическая мысль привязывают нас к кому-нибудь и тотчас же порабощают нас. 
Каждая волна в читта, говорящая «Я» и «мое», медленно накладывает на нас цепи и 

делает нас рабами, и чем чаще мы говорим «Я» и «мое», тем более усиливается 
страдание. Поэтому карма-йога учит нас наслаждаться красотой всех картин в мире,

 но не отождествлять себя ни с одной из них. Никогда не говорите: «мое». Как 
только мы скажем «мое», немедленно явится страдание. Не говорите даже мысленно 
«мое дитя». Обладайте ребенком, но не говорите «мой». Не говорите «мой» дом или 

«мое» тело. Все затруднения заключаются в этом. Тело не принадлежит ни мне, ни 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-