|
оно облекается в наименование и в форму, ввиду того что всякий закон сутью
своей коренится в причинности. Поэтому свободной воли не может быть. Сами эти
слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а все, что мы знаем,
находится во Вселенной; все же, находящееся во Вселенной, обусловливается
пространством, временем и причинностью. Все, что мы знаем или можем узнать,
должно быть подчинено причинности, а то, что повинуется закону причинности, не
может быть свободным. Оно подвергается влиянию других факторов и становится в
свою очередь причиной. Но все, не бывшее сначала волей, но преобразившееся в
волю при падении в форму пространства и времени, свободно, и когда эта воля
сбросит с себя форму пространства, времени и причинности, она будет снова
свободной. Из свободы она приходит и обращается в рабство, но, сбросив рабство,
она снова получает свободу.
Возникал и вопрос о том, откуда появился этот мир, на чем он основывается и
куда движется. На это был дан ответ, что из свободы он исходит, находится в
зависимости и к свободе возвращается. Следовательно, говоря, что человек есть
не что иное, как то бесконечное существо, которое проявляется в мире, мы
подразумеваем, что только очень малая часть этого существа становится человеком,
видимое тело и ум составляют только одну частицу целого, только крошечную
пылинку этого беспредельного существа. Вся Вселенная – лишь маленькая частица
бесконечного существа; и все наши законы, наше рабство, наши радости и горести,
счастье и надежды заключены лишь в эту небольшую Вселенную, всякий прогресс и
всякий упадок содержатся в ее тесных рамках. Из этого ясно, сколь ребячески
неразумно ожидать продолжения Вселенной – создания наших умов – и восхождения
на небо, которое должно быть лишь повторением знакомого нам мира! Вы сами
понимаете, что невозможно и неразумно желать, чтобы все безграничное бытие
приспособилось к ограниченному и конечному бытию, известному нам. Когда человек
просит того же самого, что он имеет теперь, или, как я иногда выражаюсь, когда
он жаждет удобной религии, можно с уверенностью сказать, что он настолько
деградировал умственно, что не может представить себя пребывающим в состоянии
более высоком, чем то, в котором он находится в настоящее время, он
отождествляет себя только с окружающими его мелкими условиями и дальше их
ничего не видит. Он забыл свою беспредельную природу, и его мысль вращается в
рамках мелких радостей, мелких горестей и минутных сердечных треволнений. Он
принимает конечное за бесконечное и к тому же не хочет расстаться с этим
безумием. Он отчаянно цепляется за тришну, за жажду жизни, за то, что буддисты
называют танха и трисса. Может быть, есть миллионы видов счастья, и существ, и
законов, и прогресса, и причинности, действующих вне известной нам Вселенной, и
все же это включает лишь одну частицу нашей необъятной природы.
Чтобы приобрести свободу, мы должны переступить границы нашей Вселенной: во
Вселенной свободы найти нельзя. Совершенное равновесие – или то, что христиане
называют миром, превосходящим всякое представление о нем, – не может быть
обретено в нашей Вселенной, ни на небе, ни в каком ином месте, доступном нашему
уму и нашей мысли, чувствам или воображению. Никакое подобное место не может
нам дать этой свободы, потому что оно находилось бы в границах Вселенной, а
Вселенная обусловлена пространством, временем и причинностью. На нашей земле
могут быть места, где наслаждения ярче, но и они должны находиться в пределах
Вселенной и, следовательно, должны быть под властью закона. Итак, нам надо
переступить эти границы, и истинная религия начинается там, где кончается наш
крошечный мир. Там заканчиваются мелкие радости и знание вещей и начинается
реальность. Пока мы не расстанемся с жаждой жизни, с сильной привязанностью к
нашему преходящему, условному существованию, мы не можем надеяться хотя бы
мимолетно узреть эту безграничную свободу. Следовательно, само собой разумеется,
что есть один только путь к достижению свободы, являющийся целью всех
благороднейших стремлений человечества, а именно: путь отречения от этой мелкой
жизни, от этой мелкой Вселенной, от земли, от неба, от тела, от ума, от всего,
что ограничено и условно. Если мы откажемся от пристрастия к нашей чувственной
Вселенной или к нашему уму, мы немедленно станем свободными. Единственное
средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы
закона причинности и очутиться по ту сторону его.
Но отказаться от пристрастия к Вселенной чрезвычайно трудно, не многие этого
достигают. В индийских книгах упоминается о двух путях к достижению свободы.
Один из них называется нэти, нэти (не то, не то), другой – ити (это); первый –
отрицательный путь, второй – положительный. Отрицательный путь наиболее трудный.
Он доступен лишь людям очень высокого, исключительного ума и исполинской воли,
которые твердо стоят на своей позиции и только повторяют: «Нет, я этого не
хочу», и ум, и тело повинуются их воле, и они достигают цели. Но такие люди
очень редки. Громадное большинство людей выбирают положительный путь – путь,
ведущий через гущу мира и пользующийся самими узами, чтобы их же и расторгнуть.
|
|