|
некоторые люди, принадлежащие к одной и той же религии, совместно выдумывают
определенные символы и вызывают их к жизни из собственного сознания.
Религиозные символы подвержены естественному развитию. Как объяснить, что
известные символы слиты с определенными идеями почти у всех народов? Некоторые
из них распространены почти повсеместно. Многие из вас, может быть, полагают,
что крест как символ впервые появился в связи с христианской религией. В
действительности же он существовал до христианства и до рождения Моисея, до
появления Вед, в доисторические времена. Крест существовал еще у ацтеков и у
финикийцев; каждая раса, по-видимому, знала этот символ. Точно так же символ
Спасителя – человека, распятого на кресте, – был, оказывается, известен почти
каждому народу. Круг был всегда великим символом во всем мире. Существует самый
распространенный из всех символов – свастика. Одно время считалось, что это
буддисты распространили ее по всему миру, но впоследствии выяснилось, что этот
символ был известен многим народам мира за века до возникновения буддизма. В
частности, свастика существовала в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте. Что это
доказывает? То, что все эти символы не могли быть чисто условными. Должна была
существовать какая-либо причина их возникновения, какая-то естественная связь
между ними и человеческим умом. Язык не есть результат условности. Люди не
договаривались между собой выражать определенные идеи конкретными понятиями.
Никогда не существовало идеи без соответственного слова и слова – без
соответственной идеи; идеи и слова по природе своей нераздельны. Символы,
изображающие идеи, могут быть красочными или звуковыми. Глухонемым приходится
думать особыми, незвуковыми, символами; каждая мысль в уме имеет противовесом
своим какую-нибудь форму, это называется в санскритской философии намарупа –
название и форма. Так же невозможно создать условно систему символов, как
невозможно искусственно создать язык. В мировых обрядовых символах мы имеем
выражение религиозной мысли человечества. Легко утверждать, что не нужны обряды
и храмы, и все тому подобное, каждый младенец лепечет это в наши дни, но
несложно также и понять, что те люди, которые молятся в храмах, во многих
отношениях отличны от людей, которые храмов не посещают. Связь известных храмов,
обрядов и культов с определенными религиями ведет к тому, что последователям
этих религий передаются мысли, символизируемые данными конкретными формами.
Совсем не мудро отвергать обряды и символы: изучение и пользование их также
составляют часть карма-йоги.
Существует много других аспектов науки труда. Один из них есть знание отношения
между мыслью и словом, именно знание того, что может быть достигнуто силою
слова. Каждая религия признает силу слова, и даже в такой мере, что в некоторых
из них само творение приписывается силе слова. Внешний аспект мысли Бога есть
слово, ввиду того, что Бог, прежде чем творить, думал и хотел; поэтому творение
началось со слова. Среди суеты и натиска нашей материалистической жизни нервы
теряют чувствительность и притупляются; чем старше мы становимся, тем больше
притупляется наш ум и тем больше мы склонны пренебрегать явлениями, упорно и
неизменно повторяющимися вокруг нас. Однако человеческая природа иногда
заявляет о себе, и мы начинаем удивляться некоторым обыденным событиям и
принимаемся изучать их; таким образом, удивление является первым шагом к
обретению света. Мы видим, что звуковые символы, помимо высшего философского и
религиозного значения слова, играют выдающуюся роль в человеческой жизни. Я
говорю с вами, не трогая вас, но колебания воздуха, произведенные моей речью,
проникают в ваше ухо, действуют на ваши нервы и производят определенное
воздействие на ваш мозг. Вы не можете противиться этому. Что чудеснее этого?
Один человек назовет другого глупцом; тот вскакивает с места и наносит обидчику
удар по лицу. Такова сила слова. Женщина плачет и горюет; другая женщина
подходит к ней и произносит несколько ободряющих слов. Прежде плакавшая женщина
приободряется, горе уже не столь сильно подавляет ее, и она даже начинает
улыбаться. Какова опять-таки сила слов! Они составляют великую силу как в
высшей философии, так и в заурядной жизни. День и ночь мы пользуемся этой силой,
не останавливаясь мыслью на ней. Знание этой силы и умение владеть ею также
составляет часть карма-йоги.
Наша обязанность к ближним заключается в том, чтобы делать добро миру. Зачем же
нам делать добро? Может казаться, что это нужно для того, чтобы помогать миру,
но в действительности это необходимо для помощи самим себе. Мы всегда должны
стараться помогать миру; таково должно быть наше высшее побуждение; но при
тщательном рассмотрении мы видим, что мир вовсе не нуждается в нашей помощи.
Наш мир не был создан для того, чтобы мы с вами ему помогали. Я как-то читал
одну проповедь, в которой было сказано: «Этот прекрасный мир очень хорош,
потому что он предоставляет нам время и возможность помогать другим». Это,
несомненно, прекрасное чувство, но не кощунством ли является мысль, что мир
нуждается в наших благодеяниях? Мы не можем отрицать того, что в нем много горя,
|
|