|
поэтому приходить на помощь другим – лучшее, что мы можем сделать, хотя в
конце концов мы увидим, что помощь другим является лишь помощью самим себе.
В детстве у меня были белые мыши. Я их держал в коробке с вделанными в нее
колесами, и, когда мыши наступали на колеса, они вертелись все время так, что
мыши не могли убежать. Так и с миром, и с нашей помощью ему. Вся помощь состоит
в том, что мы сами развиваем свою нравственность. Этот мир не хорош и не плох;
каждый человек сам создает себе свой мир. Слепой, думая о мире, представляет
его себе мягким или твердым, холодным или жарким. Мы представляем собой
совокупность счастья или горя; сотни раз в течение жизни мы убеждаемся в этом.
Чаще всего молодые люди бывают оптимистами, старики – пессимистами. У молодых
вся жизнь впереди; старики жалуются на то, что миновали их лучшие дни, и сотни
неудовлетворенных желаний кипят в их сердцах. Однако и те и другие не
объективны. Жизнь кажется хорошей или плохой соответственно тому состоянию ума,
которое бывает нам свойственно; сама по себе жизнь – ни то ни другое. Огонь сам
по себе ни хорош, ни плох. Когда он нас согревает, мы говорим: «Как прекрасен
огонь». Когда он обжигает нам пальцы, мы его браним. Он кажется нам плохим или
хорошим, смотря по тому, как мы им пользуемся. Точно так же и мир. Он
совершенен, т. е, он в совершенстве приспособлен для предназначенной ему цели.
Мы можем быть уверены в том, что он прекрасно будет существовать и без нас, и
нам нечего ломать себе голову, как бы его облагодетельствовать.
Все же мы должны делать добро; желание делать добро является высочайшим мотивом
в нас, если мы сознаем, что помощь другим дает большое преимущество. Не
становитесь на пьедестал с грошом в руке и не говорите нищему: «Возьми,
бедняга», но будьте благодарны за то, что бедняк этот существует, и вы, подавая
ему, можете помочь самому себе. Благословен не дающий, а получающий! Будьте
благодарны за то, что вы можете проявлять в мире свою щедрость и свое
милосердие и благодаря этому становиться чище и совершеннее. Каждый хороший
поступок способствует нашему очищению и усовершенствованию. Что можем мы
сделать в лучшем случае? Мы можем выстроить больницу, проложить дорогу или
основать благотворительное учреждение. Мы можем организовать комитет, собрать
два или три миллиона долларов, на один миллион построить больницу, на второй –
давать балы и пить шампанское, половину третьего позволить служащим разворовать,
а остальную половину раздать бедным. Но какую ценность имеет все это? Один
сильный порыв ветра может в пять минут разрушить все ваши здания. Одно
вулканическое извержение сметет все ваши дороги и больницы, и города, и дома.
Оставим нелепые разговоры об облагодетельствовании мира. Он не требует ни ваших,
ни моих благодеяний. Однако мы все же должны работать и неустанно делать добро,
потому что это является благословенным для нас самих. Это единственное
средство стать совершенным. Ни один нищий, получивший подаяние от нас, не
должен нам ни одной копейки; мы обязаны ему всем, потому что он дал нам
возможность проявить на нем свое милосердие. Совершенно неправильно думать, что
мы можем облагодетельствовать мир или что мы помогли людям; идея эта неверна, а
всякая ложная идея приносит несчастье. Мы полагаем, что облагодетельствовали
человека, и ждем от него благодарности; благодарности между тем нет – и мы
несчастны. Зачем нам ждать чего-либо в обмен за то, что мы делаем? Будем
благодарны человеку, которому мы можем помочь, взирайте на него, как на Бога.
Не великое ли это преимущество – получать возможность поклоняться Богу путем
оказания помощи ближнему? Если бы мы были совершенно бесстрастными, мы избежали
бы скорби тщетного ожидания и могли бы бодро совершать наше дело в мире. Работа,
сделанная бесстрастно, никогда не может принести несчастья или горя. Мир вечно
будет жить, утопая в счастье или в несчастье.
Жил один бедный человек, нуждавшийся в деньгах. Он как-то слышал, что, если бы
он умел вызывать духов, он мог бы приказать ему принести и деньги, и все, что
угодно. Поэтому ему очень хотелось научиться управлять духами. Он все искал
человека, который мог бы дать ему в подчинение духа; наконец он нашел мудреца,
обладавшего большими силами, и попросил его помочь ему в этом. Мудрец спросил
его, зачем ему нужен дух. «Я хочу, чтобы дух работал на меня; научи меня, как
мне вызвать его – мне очень хочется иметь в своей власти духа», – ответил тот.
Мудрец сказал: «Не беспокойся, иди домой». На следующей день тот человек опять
пошел к мудрецу и стал плакать и просить: «Вызови мне духа! Я должен иметь в
подчинении духа, чтобы он мне помогал». Наконец мудрецу это надоело, и он
сказал: «Возьми этот талисман, повторяй волшебное слово, и дух придет, и что ты
ни прикажешь ему, он все исполнит. Но берегись: он – страшное создание и должен
быть всегда занят какой-либо работой. Если ты когда-нибудь не сможешь дать ему
работы, он лишит тебя жизни». Человек ответил: «Это очень легко: я могу дать
|
|