|
в жизни. Условия, в которых человек родится, и положение, которое он занимает,
в значительной степени определяют его умственное и моральное отношение к
различным формам деятельности. Поэтому долг каждого заключается в том, чтобы
делать то дело, которое будет возвышать и облагораживать его в соответствии с
идеалами того народа или общественного слоя, к которому он принадлежит. Но не
надо забывать, что в разных обществах и странах господствуют неодинаковые
идеалы. Постоянное игнорирование этого факта является главной причиной
ненависти между народами. Американец полагает, что то, что делают американцы
согласно обычаю своей страны, есть самое лучшее и что тот, кто не следует этим
обычаям, – плохой человек. Индус думает, что его обычаи – единственно
правильные и лучшие в мире и что тот, кто не исполняет их, – человек порочный.
Это совершенно естественная ошибка, которую все склонны делать. Но эта ошибка
приносит много вреда. Она является причиной недружелюбия и жестокости,
существующих в мире. Когда я приехал в Америку и осматривал Чикагскую выставку,
какой-то человек дернул меня сзади за тюрбан. Я обернулся и, увидев, что это
был хорошо одетый, приличного вида господин, спросил его, что ему нужно. Увидя,
что я говорю по-английски, он очень смутился. В следующий раз на той же
выставке другой человек толкнул меня. Когда я спросил его, зачем он это делает,
он также был очень сконфужен и, извиняясь, пробормотал: «А зачем вы так
одеваетесь?» Отношение к другим у этих людей заключено было в рамки
собственного языка и собственных обычаев. Давление сильных наций на более
слабые в значительной мере обусловлено этим предрассудком, уничтожающим
братское отношение к ближнему. Человек, спросивший меня, почему я одеваюсь не
так как он, и вследствие этого грубо со мной обошедшийся, был, может быть,
неплохим человеком, хорошим отцом и прекрасным гражданином, но добродушие его
исчезло, как только он увидел человека, одетого другим образом. Иностранцев
эксплуатируют во всех странах, потому что они не умеют себя защитить;
вследствие этого они уносят с собой неверные впечатления о тех народах, среди
которых они были. Матросы, солдаты и купцы держат себя очень странно в чужих
краях, хотя им и в голову не пришло бы вести себя таким же образом на родине
потому, может быть, китайцы и называют американцев и европейцев «заморскими
дьяволами», они не делали бы этого, если бы видели хорошие стороны западной
жизни.
Следовательно, нам надо запомнить, что мы должны всегда стараться видеть
обязанности других с их точки зрения и никогда не судить об обычаях народов по
нашей собственной мерке. Необходимо помнить, что мои обычаи не могут быть
мерилом для обычаев всей Вселенной. Я должен приспосабливаться к миру, а не мир
ко мне. Итак, мы видим, что внешние условия изменяют природу наших обязанностей,
и лучшее, что мы можем сделать в мире, это исполнить долг, налагаемый на нас в
конкретных обстоятельствах. Нам следует исполнять долг, вменяемый нам нашим
рождением, а затем – долг, налагаемый на нас нашим положением в жизни и в
обществе. В человеческой природе кроется, однако, одна большая опасность, а
именно: человек никогда самого себя не изучает. Он полагает, что также способен
занимать престол, как и король. Даже если он действительно на это способен, он
все же сначала должен доказать, что хорошо исполняет свой долг на своем месте,
– тогда к нему могут прийти более высокие обязанности. Как только мы
принимаемся за серьезную работу в обществе, судьба повторными ударами
заставляет нас быстро найти свое подлинное место. Ни один человек не может
долгое время без вреда для себя и окружающих занимать положение, к которому он
не приспособлен. Бесполезно роптать на природу, указывающую нам наше место.
Человек, выполняющий примитивную работу, сам вследствие этого не делается
низким. Нельзя судить о человеке по природе и свойствам его обязанностей, но
можно судить по тому, как он их исполняет.
Впоследствии мы увидим, что и это понятие о долге подлежит изменению и что
самая великая работа совершается только тогда, когда за ней не стоят никакие
эгоистические мотивы. Тем не менее, работа, основанная на чувстве долга,
приводит нас к работе, которая перестает быть долгом. Тогда всякая работа
делается служением тому Богу, в которого человек верит, и совершается как бы
сама для себя, а не ради посторонних результатов.
Мы находим, что философия долга, как в форме этики, так и в чисто эмоциональных
проявлениях, одинакова во всех учениях йоги. Ее цель заключается в жертвовании
низшим «Я» для того, чтобы могло проявиться реальное, высшее «Я». Философия
долга стремится уменьшить бесполезную трату энергии на низшей плоскости бытия
для того, чтобы душа могла проявляться на высших планах. Это достигается
благодаря уничтожению низших желаний, чего строго требует философия долга.
Таким путем, сознательно или бессознательно, развивался весь строй общества в
областях деятельности и опыта, где, ограничивая эгоизм, мы открываем путь к
беспредельному расширению истинной природы человека.
Исполнение долга редко бывает приятным. Оно бывает гармоничным, лишь когда
человек движим любовью, при отсутствии же ее получается постоянное трение.
Иначе как могли бы родители исполнять свой долг по отношению к детям, мужья –
по отношению к женам и наоборот? Разве мы не встречаемся со случаями такого
|
|