Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Сердце йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
тех пор я хожу по всему свету, надеясь найти другую такую же жертву, но нигде 
не нахожу, поэтому другая половина моего тела не превращается в золотую. 
Потому-то я и говорю, что это не жертва».

Такое представление о милосердии уже исчезает в Индии; великие люди встречаются 

все реже и реже. Когда я учился английскому языку, я прочел в одной книге 
рассказ о мальчике, который пошел работать и часть заработанных денег отдал 
матери. И за это его хвалили на четырех страницах. В чем здесь дело? Ни один 
индийский мальчик никогда не понял бы морали этой истории. Теперь я понимаю ее, 

зная западную точку зрения! Каждый человек – сам за себя, а их отцы и матери, 
жены и дети могут делать что хотят.
Теперь вы видите, что такое карма-йога: помогать, не рассуждая, глядя даже 
смерти в лицо. Хотя бы вас обманывали миллионы раз, не спрашивайте ничего и не 
думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите 

от них благодарности; скорей будьте им благодарны за то, что они дают вам 
случай проявить на них свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным 
человеком, живя в миру, гораздо более трудная задача, чем быть идеальным 
саньяси. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная 
жизнь отречения.



Глава IV. Что такое долг


Изучая карма-йогу, необходимо определить, что такое долг. Если мне предстоит 
что-нибудь сделать, я прежде всего должен знать, что это мой долг, и тогда я 
могу делать это. Идея долга различна у разных народов. Магометанин говорит, что 

его долг – это то, что написано в Коране; индус говорит, что его долг то, что 
написано в Ведах; и христианин говорит, что его долг то, что сказано в 
Евангелии. Мы находим, что существуют различные идеи долга, меняющиеся 
соответственно различным положениям в жизни, историческим периодам и 
национальностям. Дать точное определение термину «долг», подобно всякому 
другому отвлеченному понятию, невозможно. Мы можем составить себе идею долга, 
только зная его практическое действие и результаты. Когда с нами случается 
что-либо, в нас возникает естественный или воспитанный импульс действовать в 
данной ситуации определенным образом. Когда этот импульс приходит, ум начинает 
обдумывать положение. Иногда он находит, что в данных условиях можно 
действовать именно так, а не иначе. В других случаях он находит, что 
действовать так будет неправильным при каких бы то ни было обстоятельствах. 
Обычная идея долга везде состоит в том, чтобы следовать велениям своей совести. 

Но что делает известный поступок исполнением долга? Если христианин, умирая с 
голоду и имея кусок говядины, не съест его для спасения своей жизни или если он 

не отдаст этот кусок голодному, чтобы спасти его жизнь, он, конечно, будет 
чувствовать, что не исполнил своего долга. Но если индус в таком же положении 
осмелится съесть кусок говядины или отдаст его другому индусу, он одинаково 
будет чувствовать, что нарушил свой долг: все воспитание индуса заставляет его 
думать так
1
. В прошлом столетии в Индии были знаменитые шайки разбойников, именуемые 
тутами; они считали своим долгом убивать каждого встречного человека и отнимать 

у него деньги
2
. Чем большее количество людей они убивали, тем добродетельнее они себя считали.

 Если обычный человек выйдет на улицу и совершит убийство, его будут мучить 
угрызения совести. Но если тот же самый человек станет солдатом и убьет не 
одного человека, а двадцать, он будет удовлетворен, считая, что особенно хорошо 

исполнил свой долг. Из этих примеров мы видим, что долг определяется не тем, 
что сделано. И объективно определить, что такое долг, совершенно невозможно. 
Что такое долг, ясно только с субъективной точки зрения. Каждое действие, 
которое возвышает нас и приближает к Богу, есть хорошее действие и наш долг. 
Всякое неблаговидное действие отрицательно по своим результатам и не является 
нашим долгом. С субъективной точки зрения мы видим, что некоторые поступки 
унижают нас и делают более грубыми. Но невозможно сказать, что одни и те же 
поступки имеют одинаковое значение для людей, находящихся в разных условиях и 
положениях. Существует только одна идея долга, которая была принята всем 
человечеством и которая выражается в одном афоризме на санскритском языке: «Не 
причиняй вреда ни одному существу: это – добродетель; нанесение вреда – грех».

Бхагавадгита часто говорит об обязанностях, связанных с положением в обществе и 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-