|
ни рассудок, ни разум не могут постигнуть их. Но, говорит йог, рассудок и разум
еще не все: сознание может действовать на еще высшем уровне, на уровне
сверхсознания. Когда сознание достигло такого состояния, которое называется
Самадхи, – полное сосредоточение, сверхсознание – это переходит за пределы
рассудка и становится лицом к лицу с фактами, недоступными ни инстинкту, ни
рассудку.
Все действия тонких сил в теле, то есть различные проявления Праны, если они
надлежащим образом выработаны, действуют возбуждающим образом на сознание, и
тогда оно поднимается выше, становится сверхсознательным и действует из этого
высшего плана.
Вселенная представляет одну сплошную массу всевозможных уровней существования.
Физически вселенная одно; нет никакой разницы между солнцем и нами. Ученый
скажет вам, что заблуждение говорить противное. В сущности нет никакой разницы
между этим столом и мною; стол есть один центр скоплением материи, а я другой.
Каждая форма представляет собою как бы один вихрь в бесконечном океане материи,
и такие вихри непостоянны. Как в стремительном потоке могут быть миллионы
водоворотов и вода в каждом из них в каждое мгновение новая, – повертится
несколько секунд, а затем уходит, а на ее место приходят новые частицы, – так и
вся вселенная представляет собою одну постоянную меняющуюся массу материи, в
которой мы суть маленькие водовороты. Некоторая масса материи входит в них,
кружится, образуя в течение нескольких лет человеческое тело, изменяется и
уносится, чтоб образовать, быть может, тело животного; из последнего опять
выносится с тем, чтобы через несколько лет попасть в новый водоворот,
называемый глыбою минерала.
Все постоянно меняется. Нет ни одного тела постоянного. Нет такой вещи, как мое
тело или ваше тело, кроме как на словах. Есть одна огромная масса материи. Одно
маленькое скопление ее называется луной, другое солнцем, следующее человеком,
следующее землею, следующее растением, следующее минералом.
Ничто не постоянно, но все изменчиво: все представляет собою материю, вечно
соединяющуюся в отдельные массы и раздробляющуюся на составные части. То же
самое и с сознанием. Представим материю в виде эфира. Когда действие Праны
будет в высшей степени тонким, этот эфир, в более тонком состоянии вибраций,
представит сознание, оставаясь все-таки одной нераздельной массой. Если вы
будете в состоянии возбудить в себе эти тончайшие вибрации, вы увидите и
почувствуете, что вся вселенная состоит из таких же тонких вибраций. Некоторые
снадобья имеют способность привести нас иногда в подходящие условия и, так
сказать, изъять из-под влияния обыкновенных наших чувств. Многие из вас,
вероятно, помнят известный случай с сэром Хемфри Деви, как однажды, вследствие
действия веселящего газа, он во время лекции вдруг остановился ошеломленный и
неподвижный н потом рассказывал, что вся вселенная представлялась ему состоящею
из идей. В это время грубые колебания как бы прекратились и ему представлялись
только тонкие, которые он называл идеями. Он мог видеть вокруг себя только
тонкие вибрации; все стало для него мыслью, вся вселенная одним океаном ее, и
он и все другие стали маленькими мысленными вихрями. Таким образом, даже в
мировой области мысли мы находим единство, и когда наконец дойдем до Сущего, то
узнаем, что и этим Сущим может быть только Единое.
Выше движения есть только Единое. Всякое проявляющееся движение представляет
собою такое же единство. Этого факта нельзя уже отрицать, так как новейшая
наука вполне доказала его. Новейшая физика доказала, что сумма энергии во
вселенной есть величина совершенно постоянная. Доказано также, что энергия
существует в двух видах: она становится потенциальной, ослабевает и
успокаивается; затем опять начинает обнаруживаться, проявляясь в виде
всевозможных сил, опять возвращается к спокойному состоянию и опять проявляется.
Таким образом, в течение целой вечности она, так сказать, то развертывается,
то свертывается. Управление этой энергией, или Праною, как раньше сказано, и
есть то, что называется Пранаямой.
Пранаяма очень мало занимается дыханием и только как упражнением. Наиболее
заметное проявление Праны в человеческом теле есть движение легких. Если
последнее прекратится, все отправления тела остановятся; все прочие проявления
жизненной силы в теле немедленно прекратятся, если прекратится оно. Есть люди,
которые могут воспитать себя таким образом, что их тело будет продолжать жить,
даже если это движение остановится. Существуют некоторые лица, которые могут
похоронить себя на месяц и все это время жить без дыхания; но для обыкновенных
людей движение легких есть главное грубое движение в теле. Чтобы достичь более
тонкого, мы должны призвать на помощь грубое и медленно подвигаться к наиболее
тонкому, пока не достигнем нашей цели. Наиболее заметное из всех движений в
теле есть движение легких, маховое колесо, приводящее в движение прочие силы.
Пранаяма, на самом деле, значит управление движением легких, а это движение
связано с дыханием. Не дыхание производит его, но, наоборот, оно производит
дыхание. Это движение втягивает воздух, действуя как насос. Прана двигает
легкие, а это движение легких втягивает воздух. Таким образом Пранаяма не есть
дыхание, но управление той мускульной силой, которая двигает легкие; эта же
мускульная сила, проходящая через нервы к мускулам и от них к легким и
заставляющая последние двигаться известным образом, и есть Прана, которою мы
должны управлять в упражнениях Пранаямы.
Подчинив себе эту Прану, мы тотчас увидим, что и все прочие действия Праны в
теле понемногу подчинятся нам. Я сам видел людей, которые имели способность
управлять почти всеми мускулами и нервами своего тела; и почему нет? Если я
управляю некоторыми мускулами, почему не всеми мускулами и нервами тела? Что
тут невозможного? В настоящее время управление утрачено и движение стало
|
|