|
есть бесконечная, всюду находящаяся и проявляющаяся сила этой вселенной. При
начале и при конце каждого цикла все становится Акашей и все силы, которые
существуют в этой вселенной, преобразовываются опять в Прану; в следующем цикле
из Праны развивается все, что мы называем энергией, все. что называется силой.
Прана это то, что проявляется как всякого рода движение, как притяжение,
магнетизм и прочее. Это Прана, что проявляется в виде процессов тела, в виде
нервных токов, в виде силы мысли. От мысли до самой грубой физической силы, все
есть только проявление Праны. Сумма всех сил природы, духовных и физических,
превратившихся в свое первоначальное состояние, называется Праной. "Когда не
было ни чего бы то ни было, ни ничего, когда тьма покрывала тьму, что
существовало тогда?" – "Существовала Акаша без движения". Физическое действие
Праны было остановлено, но она существовала. Мы знаем, согласно новейшей науки,
что вся энергия, проявляющаяся теперь во вселенной, есть величина постоянная.
Сумма энергии во вселенной остается совершенно одинаковою, только при конце
цикла эта энергия успокаивается, становится потенциальною, а при начале
следующего цикла начинает действовать, дает толчок Акаше, и из Акаши
развиваются все различные формы; а как только Акаша изменяется, Прана также
изменяется, превращаясь во всевозможные проявления энергии. Знание и управление
Праной и есть на самом деле то, что разумеется под Пранаямой.
Она открывает нам дверь к почти безграничному могуществу. Предположите,
например, что кто-нибудь вполне постиг Прану и приобрел способность управлять
ею, – какая могла бы быть на земле сила, которая не принадлежала бы ему? Он был
бы в состоянии сдвинуть солнце и звезды с их мест, управлять всем во вселенной,
от атомов до самых огромных солнц, потому что он может управлять Праной. В этом
задача и цель Пранаямы.
Когда йог становится совершенным, в природе не остается ничего, ему
неподвластного. Если он прикажет богам придти к нему, они придут по его
требованию, если он попросит придти отшедших, они придут по его просьбе. Все
силы природы будут повиноваться ему, как его рабы, и, когда непосвященные
увидят проявления могущества йога, они назовут их чудесами.
Особенность ума индуса заключается в том, что он всегда ищет возможно
последнего обобщения, оставляя детали для выработки впоследствии. В Ведах
ставится вопрос: "Что есть то, зная что, мы будем знать все?" И все книги и все
философии, которые когда-либо были написаны, стремились только выяснить то,
через знание чего все становится известным.
Если бы кто-нибудь захотел ознакомиться с вселенной по частям, он должен был бы
познакомиться с каждой отдельной песчинкой; для этого потребовалось бы
бесконечное время, и он никогда не узнал бы всего. Тогда какое же может быть
знание? Какая возможность для человека быть всезнающим путем частностей? Йоги
говорят, что за частными проявлениями есть обобщение; за всеми частными идеями
стоит идея обобщенная, абстрактный принцип. Овладейте им, и вы овладеете всем.
В Ведах вся природа обобщена в Одном Абсолютном Бытии. Тот, кто понял это Бытие,
понял всю вселенную. Таким же образом все силы обобщены в Пране, и кто овладел
Праной – овладел всеми силами природы, духовной и физической. Тот, кто подчинил
себе Прану, подчинил свое собственное сознание и все сознания, какие существуют.
Тот, кто подчинил себе Прану, подчинил свое тело и все тела, какие существуют,
потому что Прана есть обобщенное проявление силы. Единственная задача Пранаямы
заключается в том, как подчинить Прану. Вся тренировка и все упражнения имеют
одну эту цель, причем каждый должен начинать с того, на чем он остановился,
должен учиться управлять вещами, которые к нему ближе всего. Прана, которая
действует в нашем сознании и теле, есть ближайшая к нам из всей Праны,
представляющая нашу собственную энергию, духовную и физическую, есть самая
ближайшая к нам волна всего бесконечного океана Праны; и, когда мы сумеем
управлять этой маленькой волною, только тогда мы можем надеяться подчинить себе
всю Прану. Йог, который сделал это, достигает совершенства, и никакая сила
более не властвует над ним. Он становится почти всемогущим, почти всезнающим.
Мы видим во всех странах секты, которые пытались достигнуть такого подчинения
Праны. В этой стране (Америке) есть духовные целители, целители верою,
спиритуалисты, "адепты христианской науки", гипнотизеры и прочие; и если мы
подробно исследуем все эти группы, то найдем, что в основании каждой из них
лежит управление Праной, – имеют ли они о ней понятие или нет. Если вы
отбросите все их теории, остаток у всех будет один и тот же: все они действуют
посредством одной и той же силы, только бессознательно. Они случайно
натолкнулись на открытие силы и, хотя не знают ее природы, но бессознательно
пускают в ход те же способности, которыми пользуются йоги и которые вытекают из
Праны.
Прана есть жизненная сила всякого существа, и самое тонкое и самое высокое
действие Праны есть мысль. Но мысль, как мы видим, еще не все. Есть род мысли,
называемый инстинктом, или бессознательною мыслью, самый низкий уровень
действия Праны. Если комар ужалит нас, наша рука ударит его без всякой мысли с
нашей стороны, автоматически, инстинктивно. Но это тоже одно из выражений мысли.
Все рефлекторные действия в теле принадлежат к этому уровню мысли. Затем есть
высший уровень мысли – сознание; я рассуждаю, сужу, думаю, вижу прямую и
обратную сторону разных вещей. Но и это еще не все. Мы знаем, что рассудок
ограничен. Он простирается только на известную область, дальше которой идти не
может. Круг, внутри которого он действует, в действительности очень и очень
ограничен. Но в то же время мы видим факты, как бы вторгающиеся откуда-то в
этот круг. Подобно комете, нечто появляется в этом круге, причем нет сомнения,
что оно пришло из-за его пределов, хотя наш рассудок и не может перейти за них.
Причины явлений, проникающих в эту маленькую область, находятся вне ее границы;
|
|