|
Вы сами увидите, что невозможно думать об очень высоких предметах, находясь в
положении, при котором грудь стеснена. Эта часть Йоги несколько похожа на
Хатха-Йогу, которая занимается исключительно физическим телом; цель последней
сделать тело очень крепким. Мы здесь не будем совсем касаться ее, так как ее
упражнения очень трудны и с ними нельзя ознакомиться скоро, а главное, они не
ведут ни к какому духовному усовершенствованию. Многие из ее упражнений, вроде
придания телу разных положений, вы найдете у Дельсарта и других учителей, но
цель их физическая, я не психологическая. В человеческом теле нет ни одного
мускула, которого бы человек не мог вполне подчинить себе: сердце может быть
остановлено, или его можно заставить биться по желанию; подобным же образом
каждую часть организма можно заставить действовать так или иначе. Результат
этой части Йоги есть продление человеческой жизни; здоровье составляет главную
идею, единственную цель Хатха-Йога. Хатха-йог решил не болеть, и никогда не
бывает болен. Он живет долго: сто лет для него ничего не значит; в 150 лет он
совсем молод и свеж и не имеет ни одного седого волоса. Но это и все. Баньян
живет иногда 5000 лет, но он все же только древо. Если человек живет долго, он
тоже только здоровое животное.
Впрочем, один или два урока Хатха-Йоги могут быть полезны. Например, некоторым
из вас, особенно страдающим головными болями, полезно, как только вы встали с
постели, пить через нос холодную воду; целый день ваш мозг будет чувствовать
себя свежо и приятно, и вы никогда не будете простужаться. Это очень легко
делать: опустите нос и рот в воду и делайте глотательные движения.
Выучившись твердо и прямо сидеть, согласно некоторым школам, следует
производить упражнение, называемое очищением нервов. Эта часть отвергалась
некоторыми как не принадлежащая к Раджа-Йоге; но так как такой великий
авторитет, как комментатор Шанкарачарья, советует ее, то я нахожу уместным
упомянуть о ней и приведу его собственные указания из его комментария к
Шветашватара Упаншаду. "Ум, очищенный посредством Пранаямы, устремляется к
Брахману, поэтому Пранаяма и рекомендуется. Сначала должны быть очищены нервы;
тогда получится способность упражняться в Пранаяме. Закройте правую ноздрю
большим пальцем и через левую ноздрю вдыхайте воздух, насколько можете; потом,
не останавливаясь, выдыхайте воздух, также насколько можете, через правую
ноздрю, закрыв левую; опять вдыхайте через правую ноздрю и выдыхайте через
левую. Повторяя это упражнение три или пять раз кряду и упражняясь так четыре
раза в день, перед зарею, среди дня, вечером и в полночь, – в 15 дней или в
месяц очищение нервов будет достигнуто; тогда приступайте к Пранаяме".
Упражнение абсолютно необходимо. Вы можете сидеть и слушать меня часами каждый
день, но, не упражняясь, не сделаете ни шага вперед: здесь все зависит от
упражнения. Мы никогда не поймем этих вещей, пока не испытаем их сами. Одно
слушание объяснений и теорий не приведет ни к чему.
Существуют разные препятствия к упражнениям. Первое препятствие есть
нездоровье: если тело не в подходящем состоянии, упражнения будут затруднены.
Поэтому необходимо держать тело здоровым, обращать внимание на еду, питье и
занятия. Всегда делайте мысленное усилие держать тело бодрым, – то, что
обыкновенно называется "Христианской наукой". Это все; ничего больше о теле. Мы
не должны забывать, что здоровье есть только средство для достижения цели. Если
б здоровье было нашею целью, мы походили бы на животных, которые редко болеют.
Другое препятствие – сомнение. Мы всегда сомневаемся в вещах, которых не видим.
Человек не может жить, полагаясь на слова других, как бы он ни пытался это
делать. Сомнение относительно этих вещей приходит к вам независимо от того,
есть ли в них правда или нет: даже лучший из нас иногда сомневается. После
нескольких дней упражнений явится маленький проблеск, достаточный для того,
чтобы дать вам бодрость и надежду. "Раз же получится доказательство, то, как бы
незначительно оно ни было, оно", как говорит один комментатор йогической
философии, "даст нам веру во все учение Йоги". Например, после первых
нескольких месяцев упражнения вы начнете находить, что можете читать чужие
мысли, которые представляются вам в образной форме. Возможно, что вы будете
слышать нечто, происходящее на далеком расстоянии, когда пожелаете этого и
сосредоточите на этом ваши мысли. Проблески эти будут мгновенны, но достаточны,
чтобы дать вам веру, надежду и силу продолжать упражнения. Например,
сосредоточивая внимание на конце вашего носа, вы начнете через несколько дней
слышать в высшей степени приятный запах, и этого будет достаточно, чтобы
показать вам, что есть некоторые психические ощущения, которые могут сделаться
незаметными без посредства физического предмета. Но мы должны всегда помнить,
что это только средства; задача, назначение и цель всех этих упражнений есть
освобождение души. Целью должно быть безусловное подчинение природы и ни на
волос меньше. Мы должны быть властителями, а не природа; ни тело, ни ум не
должны управлять нами, и мы не должны забывать, что тело принадлежит мне, а не
я телу.
Некое божество и некий демон пошли к одному великому мудрецу, чтобы узнать у
него, что такое "Сущее" (Высочайшее, Бог). Они долго учились у него, и наконец
мудрец сказал им: "Ты сам то Сущее, которое ищешь". Оба они подумали, что их
тела и есть "Сущее". "Мы достигли своей цели", – сказали они и оба вернулись к
своим и сказали: "Мы узнали все, что нужно; ешьте, пейте и веселитесь; мы Сущее,
и нет ничего выше нас".
Натура демона была невежественная, помраченная, и ему не требовалось ничего
больше; он был вполне удовлетворен мыслью, что он Бог, что под Сущим следует
понимать тело. Но божство имело более чистую натуру. Сначала оно впало в ошибку,
думая, что "я" это тело и что оно-то и есть Бог, и что поэтому необходимо
держать его крепким, здоровым и хорошо одетым и доставлять ему всякого рода
|
|