Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - РАДЖА-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
связано с телом. Если мы признаем, что сознание есть только более тонкая часть 
тела и что сознание действует на тело, то и тело должно действовать на сознание.
 Если тело нездорово, сознание становится больным; если тело здорово, сознание 
остается здоровым и крепким. Когда кто-нибудь сердится, сознание становится 
беспокойным; а раз сознание беспокойно, тело также делается беспокойным. У 
большинства человечества сознание вполне подчинено телу; оно у него очень мало 
развито. Огромная масса людей в этом отношении очень мало ушла вперед от 
животных. Больше того, во многих случаях власть над собою у людей только очень 
немногим выше, чем у низких животных; мы очень мало имеем власти над нашим 
сознанием. 
Итак, чтобы достигнуть господства, приобрести власть над телом и сознанием, мы 
должны сначала прибегнуть к некоторым физическим средствам, а когда тело будет 
достаточно подчинено, можем попытаться обработать и сознание. Посредством 
обработки сознания мы приобретем способность управлять им, заставлять его 
работать в желаемом направлении и принудить его сосредоточивать силы, как мы 
хотим. 
Согласно учению Раджа-Йоги, весь внешний мир есть только грубая форма 
внутреннего, или тонкого. Более тонкое всегда причина, более грубое – следствие.
 Таким образом, внешний мир есть следствие, а внутренний – причина. Подобно 
этому, внешние силы суть собственного более грубые из сил, более же тонкие из 
них суть силы внутренние. 
Тот, кто узнал и научился, как справляться с внутренними силами, получит всю 
природу в свое распоряжение. Йог ставит себе задачу сделаться не меньше как 
властелином всей вселенной, подчинить себе всю природу. Он хочет достигнуть 
такого состояния, при котором то, что мы называем "законами природы", не будет 
иметь на него никакого влияния, когда он будет способен стать совершенно 
независимым от них. Он хочет повелевать всей природой, как внутренней. так и 
внешней. Прогресс и цивилизация человечества в сущности такое же подчинение, но 
только одной внешней природы. 
Различные расы различаются характером своей деятельности. Как в одном и том же 
обществе некоторые лица стремятся управлять внешней природой, а другие 
внутренней, то же и между народами: некоторые хотят подчинить себе внешнюю 
природу, другие внутреннюю. Одни говорят, что подчинением внутренней природы мы 
подчиняем себе все, другие – что, овладевая внешней природой, мы овладеваем 
всем. В конечном результате те и другие правы, потому что, в сущности, нет 
ничего ни внутреннего, ни внешнего. Это выдуманные ограничения, совсем не 
существующие в действительности. Те и другие, приверженцы внешнего и 
внутреннего, доходя до пределов своих знаний, встречаются в одной и той же 
точке. Как физик, доведя свои знания до крайних пределов, видит их 
расплывающимися в метафизике, совершенно так и метафизик находит, что различие 
между тем, что он называет духом и материей, только кажущееся. Назначение и 
цель всех наук найти единство, то одно, из чего произошло все разнообразное, то 
Единое, которое существует как многое. Раджа-Йога предлагает исходить от 
внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и через то управлять обеими, и 
внутренней и внешней. 
Это стремление очень старое. Оно особенно господствовало в Индии, хотя попытки 
к нему были и у других народов. В западных странах изучение Йоги считалось 
мистицизмом, и люди, которые предавались ему, были сжигаемы или убиваемы как 
ведьмы и колдуны; в Индии же, по разным причинам, оно попало в руки людей, 
которые утратили 90% добытых раньше знаний, а из оставшейся части старались 
сделать большую тайну. В последнее время появилось много так называемых 
учителей тайных, или оккультных наук, но они оказались еще хуже индусских, так 
как последние знали хоть кое-что, тогда как эти новейшие не знают ничего. 
Все, что есть таинственного и секретного в новейших системах Йоги, должно быть 
прямо отбрасываемо. Самый лучший путеводитель в жизни есть сила; и в религии, 
как и во всем другом, отбрасывайте все, что ослабляет вас, не имейте с ним 
никакого дела. Всякая эксплуатация таинственного ослабляет мозг человека. 
Вследствие такой эксплуатации наука Йога была близка к погибели, несмотря на то,
 что она одна из величайших наук. 
Со времени открытия Йоги, более 4000 лет тому назад, она была вполне 
разработана, научно изложена и проповедовалась в Индии; но в истории ее 
развития замечается поразительный факт, что чем новее ее комментаторы, тем 
больше ошибок они делают, чем древнее пишущий о ней, тем правильнее он излагает 
предмет. Большая часть позднейших писателей толкуют о разного рода секретах, и 
Йога стала теперь достоянием небольшого числа лиц, сохраняющих ее в тайне 
вместо того, чтобы предоставить древнему свету и разуму ярко осветить ее. Они 
это делают для того, чтобы сохранить только для себя доставляемое ею могущество.
 
В том, что я сообщаю вам, нет никакой тайны. То немногое, что я знаю, я 
расскажу вам. Насколько могу объяснить, я объясню, а относительно того, чего не 
знаю, я только скажу вам, что говорится об этом в книгах. Заблуждение слепо 
верить. Вы должны развить ваш собственный разум и суждение; вы должны 
упражняться и сами убедиться, происходит ли то, о чем говорят, или нет. 
Совершенно так же как вы принимаетесь за всякую другую науку о физической 
природе, вы должны приниматься и за изучение этой. В ней нет ни тайн, ни 
опасности. Насколько она верна, она должна быть излагаема публично, на улицах, 
среди белого дня. Всякая попытка делать из подобных вещей секрет очень опасна. 
Прежде чем продолжать дальше, я вас познакомлю несколько с философией Санкхья, 
на которой основана вся Раджа-Йога. Согласно этой философии, ощущение 
получается посредством орудий, например, глаз; глаза передают его органам, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-