|
14. Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя существуют три
вещества, но так как их изменения находятся во взаимной зависимости, то все
предметы имеют единство.
15. При тождественности предметов восприятие и желание различаются, смотря по
различию сознаний.
16. Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой
ими сознанию.
17. Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен.
Вся суть этой теории та, что вселенная в одно и то же время умственна и
материальна. И оба мира, умственный и материальный, находятся в состоянии
постоянного движения. Что такое эта книга? Она есть соединение частиц,
постоянно меняющихся. Одна часть уходит из нее, а другая входит в нее: это
водоворот. Но чем же производится единство? Что же делает ее одною и тою же
книгой? Обмены равномерны; в гармоничном порядке они посылают сознанию
впечатления, а эти, соединяясь вместе, образуют постоянную картину, хотя части
ее постоянно меняются. Самое сознание постоянно меняется. Сознание и тело
подобны двум слоям одного и того же вещества, движущимся с различными
скоростями. Так как один относительно медленнее, а другой скорее, то мы можем
различать два движения. Если, например, движется железнодорожный поезд и вдоль
него в стороне медленно экипаж, то до некоторой степени возможно найти движение
обоих; но для этого необходимо еще нечто другое: движение может быть замечено
только тогда, когда есть нечто движущееся. Если две или три вещи имеют
относительные движения, мы сначала замечаем более быстрое и потом более
медленное. Как замечается сознание? Оно тоже движется, и необходима другая вещь,
которая двигалась бы медленнее, дальше мы должны иметь нечто, движение чего
еще медленнее, и т. д. без конца. Но логика побуждает вас где-нибудь
остановиться; вы должны заключить ряд знанием чего-нибудь, что никогда не
изменяется. Позади этой никогда не кончающейся цепи движения стоит пуруша,
неизменная, бесцветная, чистая. Все впечатления только отражаются на ней, как
лучи света, выходящие из камеры, отражаются на белом листе, рисуя на нем сотни
картин, но не оставляя ни малейшего следа на самом листе.
18. Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
В природе везде проявляется огромная сила; но все же что-то говорит нам, что
она не самобытна, не разумна по существу. Пуруша одна самобытна (самосветяща) и
дает свет всему. Это ее сила просвечивает через все, через материю и через силу.
19. Вследствие невозможности для него познавать две вещи одновременно.
Если бы сознание обладало собственным светом, оно было бы в сознании познавать
все одновременно; чего оно не может. Если вы очень внимательны к одной вещи, вы
упускаете из виду другую. Если б сознание имело собственный свет, не было бы
пределов впечатлениям, которые оно могло бы получать. Пуруша может познавать
все в одно мгновение, поэтому пуруша самосветяща (т. е. самопознающа), а
сознание – нет.
20. Если предположить другое воспринимающее сознание, не будет конца подобным
допущениям и путанице в памяти.
Предположим, что есть другое сознание, познающее первое, тогда должно быть
нечто, познающее второе, и так без конца. Это произведет путаницу в памяти, так
как тогда не будет никакого хранилища воспоминаний.
21. Так как сущность знания (пуруша) неизменяема, то, когда мысль принимает ее
форму, она становится сознательной.
Патанджали говорит это, чтобы сделать более ясным, что сознание не есть
свойство пуруши. Когда сознание подходит близко к пуруше, она как бы отражается
в сознании; сознание на это время становится знающим и само кажется пурушей.
22. Получая окраску от видящего и видимого, сознание способно понять все.
Если в сознании, с одной стороны, отражается внешний мир, видимое, а с другой –
|
|