|
существ под страхом возобновления зла.
Существуют и другие опасности: боги и другие существа приходят искушать йога.
Они не хотят, чтоб кто-нибудь был вполне свободен. Они завистливы, как мы, и
иногда хуже, чем мы. Они очень боятся потерять свои места. Те йоги, которые не
достигают совершенства, умирают и становятся богами; оставивши прямую дорогу,
они идут на одну из боковых и приобретают эти силы. Тогда они должны родиться
опять; но тот, кто довольно силен, чтобы устоять против этих искушений, и идет
прямо к цели, становится свободным.
52. Совершением самаямы над частицею времени и ее кратными приобретается
распознавание.
Как мы должны избегать всего этого: дэв, небес и сил? Распознаванием, знанием
добра и зла. Поэтому и дается самаяма, которой может быть укреплена сила
распознавания. Это самаяма над частицею времени.
53. То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет
распознано вышеуказанной самаямой.
Несчастья, которые мы испытываем, происходят от неведения, от неразличения
действительного и недействительного. Мы все принимаем дурное за хорошее и
призрачное за действительное. Только одна душа реальна, и мы это забыли. Тело
есть нереальный сон, а мы думаем, что мы все суть тела. Это неразличение есть
причина страдания, а оно происходит от неведения. Когда приходит распознавание,
оно приносит силу, и только тогда мы устраняем все эти разные мысли о теле, о
небе, о богах и дэвах. Это неведение возникает вследствие разделения на виды,
признаки и места. Например, возьмем корову. Корова отличается от собаки как вид.
А из коров как мы отличаем одну от другой? По признакам. Если два предмета
совершенно одинаковы, они могут быть различаемы, если находятся в разных местах.
Когда предметы так перемешаны, что даже эти различия не помогают нам, сила
распознавания, приобретенная вышеупомянутым упражнением, дает нам способность
различить их. Высшая философия йога основана на том факте, что пуруша чиста и
совершенна и только одна проста во всей вселенной. Тело и сознание составные, и
все-таки мы всегда отождествляем себя с ними. Большая ошибка, что различение
утрачено. Когда сила распознавания достигнута, человек видит, что все в этом
мире, умственном и физическом, сложно и, как такое, не может быть душою.
54. Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все
предметы, все средства.
Разобщение – вот цель. Когда оно достигнуто, душа находит, что она одна была
всегда и что не требуется никого, чтоб сделать ее счастливою. Пока мы нуждаемся
еще, чтобы кто-нибудь сделал нас счастливыми, мы рабы. Когда душа увидит, что
она свободна и не нуждается ни в чем для дополнения себя, тогда природа ей
совершенно не нужна, тогда свобода достигнута, тогда наступает кайвалья.
55. Равенством чистоты саттвы и пуруши достигается кайвалья.
Когда душа видит, что она не зависит ни от чего во вселенной, от богов до самых
низших атомов, это называется кайвалья (разобщение) и совершенство. Она
достигается, когда эта смесь чистоты и нечистоты, называемая сознанием,
сделается такой чистой, как сама пуруша; тогда саттва, сознание отражает только
неограниченную качествами сущность чистоты, которая и есть пуруша.
Глава 4
Независимость
1. Сиддхи (силы) приобретаются от рождения химическими средствами, силой слов,
самообузданием или сосредоточением.
Иногда человек родится с сиддхами (силами), конечно, вследствие упражнения в
этих силах во время предшествовавшей жизни. Он родится в этот раз как бы для
того, чтоб наслаждаться плодами своих прежних упражнений. Говорят о Капиле,
великом отце философии санкхья, что он родился сиддхой, что буквально значит
«человек, достигший успеха». Йоги говорят, что эти силы могут быть также
приобретены при помощи химических средств. Все мы знаем, что химия вначале была
алхимией: люди отыскивали философский камень, жизненный эликсир и т. п. В Индии
|
|