|
43. Совершением самаямы над внешними реальными видоизменениями сознания,
называемыми великою бестелесностью, достигается исчезновение заслоняющего свет.
Сознание в своем безумии думает, что оно должно действовать в теле. Почему я
должен быть связан одною системой нервов и помещать свое «Я» в теле, если
сознание вездесущее? Для этого нет никакого основания. Йог хочет чувствовать
свое «Я» всюду, где ему нравится, и, если он достиг этого, все заслоняющее свет
уходит прочь и всякая темнота и неведение исчезают. Все ему представляется
вполне ясным.
44. Совершением самаямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми
тонкими, приобретается господство над элементами.
Йог делает самаяму над элементами: сначала – над грубыми, а потом – над тонкими
их состояниями. Эта самаяма производится часто одною сектою буддистов. Они
берут ком глины и делают над ней самаяму и постепенно видят тонкие материалы,
из которых оно состоит, и, когда узнают все тонкие материалы в ней, получают
власть над этими элементами. Поступая так со всеми элементами, йог может все их
подчинить себе.
45. Отсюда происходит утонченность и прочее прославление тела и неразрушаемость
телесных свойств.
Это значит, что йог приобретает восемь сил. Он может сделать себя огромным,
тяжелым, как земля, или легким, как воздух; будет управлять всем, чем захочет;
лев будет смирен в его присутствии, подобно лани, и все его желания исполнятся
по его воле.
46. Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазу
крепости.
Тело становится несокрушимым: огонь не в состоянии повредить его, ничто не
может ранить его, ничто не может разрушить его, пока не захочет сам йог. «Ломая
жезл времени, он живет в этой вселенной со своим телом». В Ведах написано, что
для такого человека нет больше болезни, смерти, страдания.
47. Совершением самаямы над объектом, знанием и самосознанием органов
постепенно получается победа над ними.
При восприятии внешних предметов органы оставляют свое место в сознании и
стремятся к предмету; следствием этого является знание и самосознание. Когда
йог делает самаяму над этими переходами, он овладевает органами. Возьмите
что-нибудь, что вы видите и чувствуете, например, книгу, и сосредоточьте
сначала сознание на самой вещи, потом на знании, заключенном в форме книги, и
затем на Я, которое видит книгу. Посредством этого упражнения все органы будут
подчинены.
48. Отсюда происходит просветленное сознание, сила органов независимо от тела и
покорение природы.
Как вследствие овладения элементами получается просветление тела, так через
подчинение сознания приходит просветление сознания.
49. Совершая самаяму над саттвой, тот, кто различает разум от пуруши,
приобретает вездесущие и всеведение.
Когда, победив природу и установив различие между пурушей и природой, йог видит,
что пуруша неуничтожаема, чиста и совершенна, он становится всемогущим и
вездесущим.
50. Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла; он достигает
кайвалья.
Он достигает обособления, независимости. Тогда человек свободен. Когда он
откажется даже от мысли о всемогуществе и всеведении, наступит полное
отвержение наслаждений и искушений со стороны небесных существ. Когда йог видел
все эти удивительные силы и отверг их, он достигает цели. Что такое все эти
силы? Простые проявления. Они не лучше чем грезы.
Даже всемогущество – греза. Оно зависит от сознания. Его можно понять, пока
существует сознание, но ведь цель выше сознания.
51. Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных
|
|