|
какой другой, это будет дхарана; а когда оно удерживается в этом состоянии
некоторое время, это называется дхиана (созерцание).
3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
Это когда в созерцании отбрасываются все формы. Предположим, я созерцал книгу и
постепенно успел сосредоточить на ней мысль и воспринимать только внутренние
впечатления, смысл, не выраженный ни в какой форме, – это состояние дхианы
называется самадхи.
4. (Эти) три (когда в них упражняются) по отношению к одному предмету
составляют самаяму.
Когда человек может направить свою мысль на известный предмет, установить ее на
нем и удерживать там долгое время, отделив сущность предмета от внешней его
части, это самаяма, представляющая собою таким образом дхарану, дхиану и
самадхи, следующие одна за другою и составляющие одно. Форма предмета исчезла,
и в сознании остается только его смысл.
5. Достижением этого приобретается свет знания.
Когда кто-нибудь достиг умения делать самаяму, все силы подчиняются ему. Это
самое важное орудие йога. Предметы знания бесконечны и разделяются на грубые,
более грубые и самые грубые, тонкие, более тонкие и самые тонкие и т. д.
Самаяма должна сначала применяться к грубым предметам, и, когда вы начинаете
получать знание о них, ее следует немедленно и постепенно применять к тонким
предметам.
6. Им следует пользоваться постепенно.
Это предостережение: не пытаться идти слишком быстро.
7. Эти три ближе, чем предыдущие.
Перед этими упражнениями мы имели пранаяму, асану, яму и нияму; это внешние
части последних трех – дхараны, дхианы и самадхи. Но даже и эти последние суть
внешние по отношению к бессемянной самадхи. Когда человек достиг их, он может
достигнуть всеведения и всемогущества, но это еще не будет спасение. Эти три не
сделают сознание нирвикальпа, неизменяемым, но оставят семена для образования
вновь тел; только когда семена будут «поджарены», как говорит йог, они потеряют
возможность произвести дальнейшие растения. Достигнутые до сих пор силы не
могут поджарить семя.
8. Но даже они – внешние относительно лишенной семени самадхи.
Сравнительно с лишенной семени самадхи, поэтому даже эти внешние. Мы еще не
достигли настоящей, самой высшей самадхи, но только низшей ее степени, в
которой, как мы видим, вселенная еще существует и которой принадлежат все эти
силы.
9. Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и возбуждения и
возбуждением изменений управления сознание достигает сдерживающих видоизменений,
следующих за управляющими силами сознания.
Это значит, что в первом состоянии самадхи изменения сознания подчинены не
вполне, так как иначе не было бы никаких видоизменений. Если есть видоизменение,
побуждающее сознание освободиться от чувств, и йог старается подчинить его, то
само это подчинение будет видоизменением. Одна волна будет обуздана другою
волною; но когда и все волны улягутся, это не будет еще настоящая самадхи, так
как само управление представит собою волну. Тем не менее эта низшая самадхи
гораздо ближе к высшей самадхи, чем когда сознание не подчинено совсем.
10. Течение его укрепляется привычкою.
Течение этого постоянного управления сознанием становится прочным, если в нем
упражняются день за днем; тогда сознание приобретает способность постоянного
сосредоточения.
11. Когда берутся всевозможные предметы и сосредоточиваются на одном, эти две
силы попеременно то исчезают, то проявляются; читта же подвергается
видоизменению, называемому самадхи.
Сознание останавливается на разных предметах, входит в разного рода вещи, но
|
|