|
высшее состояние сознания есть то, когда оно берет один предмет и устраняет все
остальные. Самадхи есть результат его.
12. Читта достигает однополярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
Как мы можем узнать, что сознание сосредоточилось? Потому что время исчезнет.
Чем больше исчезает время, тем больше мы сосредоточены. В обыкновенной жизни мы
видим, что, заинтересовавшись книгой, мы совсем не замечаем времени, и, отложив
книгу, бываем часто удивлены, узнавши, как много времени прошло. Всякое время
будет иметь наклонность представляться одним настоящим. Итак, определение дано:
чем больше прошедшее и настоящее представляются одним, тем сознание более
сосредоточено.
13. Этим объясняется троякое превращение формы, времени и состояния в тонкую
или грубую материю и в органы чувств.
Этим объясняются троякие изменения в материи сознания в форму, время и
состояние. Материя сознания изменяется во вритти, а эти – в форму. Способность
относить изменения к настоящему времени есть изменение во времени. Способность
заставить материю сознания принять форму прошедшего, отбросивши настоящее, есть
изменение состояния. Сосредоточения, которым учит предыдущий афоризм, дают йогу
управление по его желанию превращениями его материи сознания, которое только
одно дает ему силы делать вышеупомянутую самаяму.
14. То, на что действует превращение, прошлое, настоящее, или то, которое еще
должно проявиться, есть условное.
Другими словами, условное есть вещество, на которое действует время и самскары
и которое постоянно изменяется и проявляется.
15. Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.
16. Совершением самаямы над тремя родами изменений приобретается знание
прошлого и будущего.
Мы не должны упускать из виду первого определения самаямы. Когда сознание
достигло такого состояния, когда оно отождествляется с внутренним впечатлением
предмета, оставляя в стороне внешнее, и когда вследствие долгого упражнения
сознание удерживает это состояние и может прийти в него в один момент, это
самаяма. Если человек в этом состоянии захочет узнать прошедшее или будущее, он
должен совершать самаяму над изменениями в самскарах. Некоторые из них
вырабатываются теперь, в настоящее время, другие уже выработаны, а некоторые
еще должны выработаться. Делая самаяму над ними, он узнает прошедшее и будущее.
17. Совершением самаямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно
смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
Слово представляет собою внешнюю причину; значение – внутреннее колебание,
проходящее через каналы индрий и сообщающее внешнее впечатление сознанию; а
знание представляет реакцию сознания, с которою является восприятие. Эти три,
будучи смещены, составляют предметы наших чувств. Предположим, я слышу слово.
Сначала тут внешняя вибрация, потом внутреннее ощущение, принесенное сознанию
органом слуха; затем сознание реагирует, и я знаю слово. Слово, которое я знаю,
есть смешение трех вещей: колебания, ощущения и реакции. Обыкновенно эти три
нераздельны, но путем упражнения йог приобретает способность разделять их.
Когда человек достиг этого, делая самаяму над каким-нибудь звуком, он понимает
значение, которое имелось в виду выразить этим звуком, произведен ли он
человеком или каким бы то ни было животным.
18. Различением впечатлений – знание прошлой жизни.
Всякое наше ощущение является в форме волны в читте. Эта волна успокаивается и
становится все тоньше и тоньше, но никогда не пропадает. Она остается там в
слабой форме и, если мы в состоянии вызвать эту волну опять, она становится
памятью. Итак, если йог может сделать самаяму на эти прошлые впечатления
сознания, он начнет вспоминать все свои прежние жизни.
19. Совершением самаямы над признаками чужого тела – знание его сознания.
Предположим, что каждый человек имеет особенные знаки на своем теле, отличающие
|
|