|
Когда наступает действительное очищение тела, наружное и внутреннее, является
забвение тела, и мысль о содержании его красивым исчезает. То, что другие
называют самым прекрасным лицом, йогу кажется лицом животного, если в нем нет
осмысленности. То, что свет назовет самым обыкновенным лицом, он называет
божественным, если из-за него светится дух. Жажда тела есть страшная отрава
человеческой жизни. Когда чистота установлена, первый признак будет тот, что вы
вовсе не думаете, что вы тело. Только с наступлением чистоты вы достигаете
освобождения от мысли о теле.
41. Возникает также очищение саттвы, веселое расположение духа,
сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
Вследствие этого упражнения (в йоге) материя саттвы становится преобладающей, и
тогда сознание делается сосредоточенным и радостным. Печаль может быть
признаком дурного пищеварения, но не религиозности. Радостное чувство есть
природа саттвы. Все радует человека, богатого саттвою, и, когда такое состояние
наступает, знайте, что вы делаете успехи в йоге. Всякое страдание причиняется
тамасом, и потому вы должны освободиться от него. Угрюмость – один из
результатов тамаса. Сильные, хорошо сложенные, молодые, здоровые, смелые только
и годятся, чтоб быть йогами. Для йога во всем блаженство; всякое человеческое
лицо, которое он видит, доставляет ему радость. Это признак добродетельного
человека. Уныние происходит от греховности, а не от какой-либо другой причины.
Какое дело можно иметь с угрюмыми людьми? Они ужасны. Если ваше лицо угрюмо, не
выходите из дому в этот день, запритесь в своей комнате. Какое вы имеете право
выносить на свет эту болезнь? Когда ваше сознание сделается подчиненным, вы
будете управлять всем телом. Вместо того чтоб быть рабом этой машины, машина
будет вашим рабом; вместо того чтоб тянуть вниз вашу душу, она будет лучшим ее
помощником.
42. Из довольства происходит высшее счастье.
43. Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через
уничтожение нечистоты.
Результат самообуздания обнаруживается немедленно повышением силы видения,
слышанием на больших расстояниях и т. п.
44. Повторением «мантрама» достигается восприятие присутствия призываемого
божества.
Чем выше существа, которые вы хотите увидеть, тем настойчивее должно быть
упражнение.
45. Принесением всего в жертву Ишваре достигается самадхи.
Вследствие предания себя воле Божией самадхи становится совершенною.
46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
Переходим к асане, положению тела. Пока вы не приобрели твердой посадки, вы не
можете упражнять дыхание и производить прочие упражнения. Твердая посадка –
значит такая, при которой вы совсем не чувствуете тела; только тогда она
становится твердой. При обыкновенных условиях вы найдете, что, как только
просидели очень короткое время, в теле являются разные беспокойства; но, если
вы возвыситесь над мыслью о конкретном теле, вы утратите всякое чувство тела,
не будете чувствовать ни удовольствия, ни боли, а когда опять вернетесь к телу,
оно будет чувствовать себя отдохнувшим. Когда вы достигнете успеха в победе над
телом и в держании его крепким, ваше упражнение будет устойчиво; но, пока тело
вас беспокоит, ваши нервы остаются беспокойными и вы не можете сосредоточить
сознания. Мы можем сделать посадку твердой, думая о бесконечном. Думать об
Абсолютном Бесконечном мы не можем, но можем о бесконечном небе.
47. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном (положение тела
становится твердым и приятным).
Свет и темнота, удовольствие и боль не будут тогда беспокоить вас.
48. Раз овладели сидением, противоположности перестают мешать.
Противоположности суть добро и зло, жар и холод и все пары противоположных
качеств.
|
|