|
32. Внутреннее и наружное очищение, довольство, самообуздание, изучение и
поклонение Богу составляют нияму.
Наружная чистота есть содержание тела чистым. Неопрятный человек никогда не
будет йогом. Должна быть также внутренняя чистота. Она достигается
поименованными в начале добродетелями. Конечно, внутренняя чистота более ценна,
чем наружная, но необходимы обе: в наружной же чистоте без внутренней нет
ничего хорошего.
33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны
противоположные мысли.
Это способ упражняться во всех упомянутых добродетелях посредством удержания в
сознании мыслей противоположного характера. Когда приходит мысль о получении
подарков, замените ее противоположною мыслью.
34. Препятствия к йоге суть убийство и прочее, совершенные, вызванные и
одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые,
средние или значительные. Способ устранить их – думать о противоположном.
Если я говорю ложь, или заставляю другого лгать, или одобряю, когда другой это
делает, все это одинаково грешно. Ложь, самая ничтожная, – все же ложь. Всякая
порочная мысль будет отражена назад; всякое побуждение ненависти, которое может
появиться у вас даже в подземелье, сохранится и когда-нибудь, еще в здешней
жизни, вернется к вам с ужасной силой в форме какого-нибудь несчастья. Если вы
замышляете совершить что-нибудь из ненависти или зависти, ваши намерения
отразятся к вам с процентами на проценты. Никакая сила не может отвратить их;
раз вы привели их в движение, вы будете обязаны перенести их. Память об этом
удержит вас от совершения злых поступков.
35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается всякая
вражда (в других).
Если человек достиг идеала в непричинении вреда другим, при нем даже свирепые
животные делаются смирными. В присутствии такого йога тигр и лев будут вместе
играть и не причинят вреда друг другу. Когда вы дойдете до такого состояния,
тогда только убедитесь, что прочно утвердились в непричинении вреда.
36. Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и
других плодами дел без их совершения.
Когда сила правды утвердится в вас, вы даже во сне никогда не проявите неправды
ни в мысли, ни в слове, ни на деле; все, что бы вы ни сказали, будет правда. Вы
можете сказать человеку: «Будь благословен!» – и он будет благословен. Если
кто-нибудь болен, и вы скажете ему: «Излечись!» – он выздоровеет немедленно.
37. Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.
Чем больше вы убегаете от природы, тем более она следует за вами, и, если вы
совсем не заботитесь о ней, она становится вашим рабом.
38. Утверждением в воздержании приобретается энергия.
Целомудренное сознание имеет огромную энергию, гигантскую силу воли; без нее не
может быть никакой умственной силы. Все люди с гигантским умом были очень
воздержаны. Оно дает удивительную власть над человечеством. Вожди людей были
очень воздержаны, и это дало им власть. Поэтому йог должен быть воздержан.
39. Утвердившись в непринятии даров, он (йог) получает воспоминание о прошедшей
жизни.
Когда йог не принимает подарков, он перестает быть обязанным другим, остается
независимым и свободным, и его ум делается чистым. Всякий подарок приносит
получающему все злые свойства дарителя, и они ложатся слой за слоем на его
сознание, пока не покроют его всевозможными оболочками зла. У не принимающего
подарков сознание становится чистым, и первое, что он получает, это
воспоминание о прежней жизни. Только тогда йог вполне укрепляется в своем
идеале, так как видит, что он приходил и уходил уже много раз, и решает, что
впредь останется свободным и больше не придет и не уйдет и не будет рабом
природы.
40. С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает отвращение к
собственному телу и несообщение с другими телами.
|
|