Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
делает в мозгу как бы борозду, и эта борозда изгладилась бы, но является серое 
вещество и обволакивает поверхность борозды, чтоб разъединить края ее. Если бы 
не было серого вещества, не было бы никакой памяти, потому что память означает 
прохождение мысли по этим старым бороздам, как бы новое прочерчивание по 
прежнему пути. Вы, может быть, заметили и теперь, что, когда я говорю о 
предметах, в которых излагаю несколько идей, хорошо знакомых каждому, 
комбинируя их так и этак, за ними легко следить, потому что пути для них уже 
имеются в сознании каждого и необходимо только пройти снова по ним. Но раз 
является новый предмет, должен быть сделан новый проход, и тогда этот предмет 
понимается не так легко. Вот почему мозг (мозг, а не сами люди) бессознательно 
отказывается подчиняться влиянию новых идей. Он упорствует. Прана старается 
сделать новые проходы, а мозг препятствует этому. В этом секрет консерватизма. 
Чем меньше проходов было в мозгу и чем теснее иголка-прана сделала эти проходы, 

тем более консервативен будет мозг, тем более он будет сопротивляться новым 
мыслям. Чем глубокомысленней человек, чем более сложны борозды в его мозгу, тем 

легче он будет воспринимать новые идеи и понимать их. Так бывает со всякой 
новой идеей: мы делаем новое впечатление в мозгу, прорезываем новый канал в 
материи мозга. Поэтому-то при упражнениях в йоге (представляющих совершенно 
новую серию мыслей и побуждений) мы сначала и встречаем так много физического 
сопротивления. Этою же причиною объясняется и то, что часть религии, касающаяся 

внешней природы, широко распространена, тогда как другая часть – философия или 
психология, – имеющая дело с внутренней природою человека, так часто 
пренебрегается. Мы должны вспомнить определение нашего мира: он есть только 
проекция Бесконечной Сущности на плане сознания. Маленькая часть Бесконечного 
проектировалась в наше сознание, и это мы называем нашим миром. Таким образом, 
есть мир, и вне его – Бесконечное. Религия имеет дело с обоими: с маленькой 
частицей, которую мы называем нашим миром, и с Бесконечным позади нее. Всякая 
религия, которая имеет дело только с которым-нибудь из них, будет недостаточна. 

Она должна иметь дело с обоими. Часть религии, касающаяся частицы Бесконечного, 

охватываемой настоящим уровнем нашего сознания, и которая как бы попадает в 
сеть сознания, в клетку времени, пространства и причинности, вполне привычна 
нам, потому что мы сами стоим на этом уровне, и понятия, относящиеся к этому 
миру, существовали у нас почти с незапамятных времен. Часть религии, имеющей 
дело с Бесконечным, высшим нашего сознания является для нас совершенно новою; 
идеи о ней, проделывая новые каналы в мозгу, беспокоят всю нашу систему, и вот 
почему при упражнениях в йоге обыкновенные люди сначала бывают как бы выбиты из 

колеи.
Чтобы, насколько возможно, уменьшить затруднение, Патанджали изобрел свои 
методы, и мы можем употреблять тот из них, который всего лучше подходит нам.

35. Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам 
восприятия, делают сознание настойчивым.

Это естественно приходит с дхараной, сосредоточением. Йоги говорят, что, если 
сосредоточивать сознание на кончике носа, начинаешь чувствовать через несколько 

дней удивительный запах; если сосредоточивать его на корне языка, то начинают 
слышаться звуки, если на кончике языка – чувствуется удивительный вкус, если на 

середине языка, чувствуешь, как будто пришел в сообщение с чем-то; если 
кто-нибудь свое сознание сосредоточит на нёбе, он начинает видеть странные вещи.

 Когда человек, которым овладели сомнения, захочет заняться некоторыми из этих 
упражнений в йоге, хотя бы и не веря в действительность Их, то после 
непродолжительного упражнения при появлении указанных выше явлений его сомнения 

исчезнут, и он будет продолжать с настойчивостью.

36. Или (размышлением о) Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

Это другой вид сосредоточения. Думайте о лотосе сердца опущенными вниз 
лепестками и проходящею через него сушумною; задержите дыхание внутри и в то 
время, когда выдыхаете, вообразите, что этот лотос повернулся лепестками вверх 
и что внутри этого лотоса лучезарный свет. Размышляйте об этом.

37. Или (размышлением о) сердце, отказавшемся от всех привязанностей к 
чувственным предметам.

Возьмите какое-нибудь святое лицо, какого-нибудь великого человека, которого вы 

почитаете, какого-нибудь святого, которого вы знаете как вполне отрешившегося 
от привязанностей, и думайте об его сердце. Это сердце сделалось недоступным 
привязанности; думайте об этом сердце, это успокоит сознание. Если вы не можете 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-