Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
условиям, успокаивает читту.

Следует иметь эти четыре сорта идей.
Мы должны дружественно относиться ко всем, быть милосердны к несчастным, 
счастливы при виде счастливых и равнодушны к злым. Такое отношение должно быть 
ко всему нас окружающему. Если объект нашей мысли хорош, мы должны чувствовать 
к нему доброжелательство и радоваться; если он несчастен, мы должны быть 
милосердны к нему; если он дурен, мы должны быть равнодушны. Эта постановка 
сознания по отношению к различным предметам, которые являются перед нами, 
делает сознание спокойным; наибольшие из затруднений нашей повседневной жизни 
происходят от того, что мы не способны поддерживать сознание в этом направлении.

 Например, если человек причиняет нам вред, мы немедленно хотим реагировать на 
зло, и каждая такая реакция показывает, что мы не в состоянии усмирить читту; 
она выступает в виде волн навстречу впечатлению, и мы теряем над нею власть. 
Всякая реакция в виде ненависти или зла есть большой вред для сознания, а 
всякая злая мысль, ненависть или мысль о противодействии, если они подавлены, 
послужат нам в пользу. Сдерживая себя таким образом, мы не теряем, а выигрываем 

бесконечно больше, чем подозреваем. Всякий раз, как мы подавляем в себе 
ненависть или чувство гнева, мы накопляем тем массу полезной для нас энергии, и 

эта энергия преобразуется затем в высшие силы.

34. Выдыхая и удерживая дыхание.

Здесь говорится о пране. Слово «прана» не значит дыхание. Оно есть название 
энергии, проникающей всю вселенную. Все, что вы видите во вселенной, все, что 
движется, или работает, или имеет жизнь, – все это проявление праны. Праной 
называется сумма энергии, проявляющейся во вселенной. Эта прана, раньше чем 
начался цикл, остается в почти неподвижном состоянии, а когда цикл начинается, 
прана начинает сама проявляться. Прана – это то, что проявляется как движение, 
как нервное движение в людях или животных, как мысль и т. д. Вся вселенная, 
включая и человеческое тело, есть сочетание праны и акаши. Из акаши образуются 
различные элементы предметов, которые вы чувствуете и видите, а из праны – все 
различные силы. Выпускание и задерживание праны есть то, что называется 
пранаяма. Патанджали, отец-йог философии, не дает много указаний для пранаямы, 
но позже другие йоги открыли многое относительно пранаямы и сделали из нее 
обширную науку. Согласно Патанджали, пранаяма представляет собою один из многих 

способов, но он не придает ей особенного значения. Он полагает, что следует 
просто выдыхать воздух и вдыхать его, на некоторое время задерживая, что через 
это сознание сделается немного спокойнее, и только. Но даже вы увидите, что из 
этого развилась особая наука, называемая пранаяма. Я не буду особенно 
распространяться о том, что говорят о ней позднейшие йоги. Кое-что я уже 
сообщал вам, а теперь сделаю лишь маленькое повторение, чтобы закрепить 
сказанное в вашей памяти. Во-первых, вы должны вспомнить, что прана не дыхание, 

а то, что служит причиною движения дыхания; прана – это жизнь дыхания. Кроме 
того, слово «прана» употребляется в применении ко всем чувствам; все они 
называются праной; праной же называют и сознание. Итак, мы видим, что прана 
есть название некоторой силы, хотя, в сущности, силой назвать ее нельзя, потому 

что сила есть только ее проявление. Она есть то, что само проявляется в виде 
силы и всего производящего движение. Читта, материя сознания, есть орудие, 
втягивающее прану из окружающего и вырабатывающее из нее различные жизненные 
силы: прежде всего те силы, которые сохраняют целость тела, а затем мысль, волю 

и все другие способности. Посредством процесса дыхания мы можем управлять всеми 

различными движениями в теле и различными нервными токами, проходящими через 
тело. Сначала мы начнем распознавать их и потом медленно приобретем способность 

управления ими. Позднейшие йоги считают, что в человеческом теле есть три 
главных проводника, по которым направляется прана: один называется ида, другой 
– пингала и третий – сушумна. Пингала, по их объяснению, есть правая сторона 
спинного мозга, ида – левая сторона, а в средине спинного мозга находится 
сушумна – свободный канал. Ида и пингала, по их мнению, суть проводники, 
действующие в каждом человеке, и посредством этих проводников мы производим все 

жизненные отправления. Сушумна находится у всех, как возможность, но она 
действует только у йогов. Вы должны помнить, что йоги изменяют свое тело: по 
мере того как вы подвигаетесь вперед в упражнении, ваше тело изменяется; оно 
уже не то самое тело, которое вы имели до упражнения. Это вполне рационально и 
объяснимо: так всякая наша новая мысль должна как бы сделать новый проход в 
мозгу, чем и объясняется страшный консерватизм человеческой природы. Натура 
человека любит следовать путями, уже существующими в нем, потому что это легче. 

Если мы представим себе для примера, что сознание есть игла, а мозговая 
субстанция – мягкий материал, находящийся перед нею, тогда каждая наша мысль 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-