Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
делать это, есть следующий способ.

38. Или (размышлением о) знании, которое приходит во сне.

Иногда человеку снится, что он видит ангелов, приходящих к нему и говорящих с 
ним; ему кажется, что он в состоянии экстаза, что слышит музыку, раздающуюся в 
воздухе. Такой сон означает, что человек находится в особенных условиях 
просветления, и когда он просыпается, сон оставляет в нем глубокое впечатление. 

Думайте об этом сне как о действительности и размышляйте о нем. Если вы не 
можете делать этого, размышляйте о каком-нибудь священном предмете, который вам 

нравится.

39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает как добро.

Предметом размышления не может быть что-нибудь дурное, но что-нибудь хорошее, 
что вам особенно нравится: какое-нибудь больше всего нравящееся вам место, 
пейзаж, идея, вообще что-нибудь, на чем вы можете сосредоточить сознание.

40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незагражденным как 
для атома, так и для бесконечного.

Сознание посредством этого упражнения легко созерцает самые мелкие, равно как и 

самые крупные вещи. При этом волны сознания становятся слабее.

41. Йог, которого вритти сделались таким образом бессильными (подчиненными), 
достигает в получающем, посредствующем и полученном (Сущем, сознании и внешних 
предметах) сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу (перед различными 
окрашенными предметами).

Какой результат этого настойчивого размышления? Мы должны вспомнить, как в 
одном из предыдущих афоризмов Патанджали рассматривает различные порядки 
размышления; именно, что предметы размышления первого порядка должны быть 
грубые, а второго – тонкие, что затем следует переходить к еще более тонким 
предметам размышления и что во всех этих размышлениях, составляющих только 
первую, далеко не высокую ступень, мы получаем тот результат, что можем 
размышлять так же легко о тонких, как и о грубых предметах. Здесь йога видит 
три вещи: получающего, получаемое и посредника, соответствующих Душе, предмету 
и сознанию. Нам дается три предмета для размышления: первый – грубые вещи, как 
тела, или материальные предметы, второй – тонкие вещи, как сознание, читта, и 
третий – имеющий качества пуруша, не сам пуруша, но чувство своего «Я». 
Упражнением йог укрепляется во всех этих размышлениях. Всякий раз, как он 
размышляет, он может отстранить всякую другую мысль; он отождествляется с тем, 
о чем размышляет; когда он размышляет, он подобен куску кристалла: рядом с 
цветами кристалл становится почти тождественным с ними: если цветок красный, 
кристалл кажется красным; если цветок голубой, кристалл кажется голубым.

42. Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи смешаны, (называются 
самадхи) с рассуждением.

Звук здесь значит колебание, значение – нервные токи, сопровождающие его, и 
знание – реакция. Все различные размышления, о которых мы до сих пор говорили, 
Патанджали называет савитарка (размышление с рассуждением). Дальше он ведет нас 

все выше и выше к дхиане. В тех размышлениях, которые называются «с 
рассуждением», мы сохраняем двойственность субъекта и объекта, происходящую от 
смешения слова, значения и знания. Сначала есть внешнее колебание, слово; 
перенесенное токами чувств внутрь, оно есть значение. После этого является 
реагирующая волна в читте, которая есть сведение; но смешение этих трех 
составляет то, что мы называем знанием. Во всех предыдущих размышлениях мы 
получали это соединение как предмет размышления. Следующая самадхи есть высшая.

43. Самадхи, называемая «без рассуждения», (приходит) когда память очищена, или 

освобождена, от качеств и заключает в себе только значение (предмета 
размышления).

Упражнение в размышлении об этих трех приводит к состоянию, в котором эти три 
не смешиваются; мы можем разъединить их. Мы должны сначала стараться понять, 
что такое эти три. Здесь есть читта – похожая на озеро материя сознания и 
колебание – слово, звук, проходящий по его поверхности, как зыбь. Вы имеете в 
себе это спокойное озеро, и я произношу слово «корова». Как только оно дошло до 

вашего слуха, вместе с ним в вашей читте образуется волна. Эта волна 
представляет идею коровы, форму или значение, как мы называем ее. Видимая 
корова, которую вы знаете, есть в действительности волна в материи сознания, 
являющаяся как реакция на внутренние и наружные звуковые колебания. С 
исчезновением звука исчезает и волна; она никогда не бывает без слова. Вы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-