|
ограниченны. Слово же «Ом», наоборот, обнимает все различные обозначения и, как
таковое, должно быть принято всеми.
28. Повторение его (Ом) и размышление о его значении (есть путь).
К чему это повторение? Мы не забыли теории самскар, что сумма впечатлений
остается в сознании. В сознании остаются все впечатления, вся их сумма; они
становятся более и более скрытыми, но все же остаются там и, как скоро получат
соответственное возбуждение, вновь обнаруживаются. Молекулярные колебания
никогда не прекращаются. Когда вселенная разрушается, все крупные колебания
исчезают; солнце, луна, звезды и земля исчезнут, но вибрации должны остаться в
атомах. Каждый атом будет производить те же отправления, какие производят
огромные миры. Подобным образом колебания читты стихнут, но будут продолжаться,
как молекулярные колебания, и, получив вновь возбуждение, обнаружатся опять.
Теперь нам понятно, что значит повторение. Оно есть самый великий возбудитель
самскар. «Один момент сообщества со святым заставит овцу переплыть этот океан
жизни». Таково могущество общества. Повторение Ом и размышление о его значении
есть также поддержание в сознании хорошего общества. Упражняйтесь в умении
размышлять и размышляйте, когда научитесь. Таким путем придет к вам свет,
проявится сущность. Но необходимо постоянно думать об Ом и размышлять о его
значении. Избегайте дурного общества, потому что в вас есть рубцы старых ран, а
дурное общество есть именно тот жар, который вызывает возобновление их; хорошее
общество, наоборот, вызовет хорошие впечатления, которые есть в нас, но которые
стали скрытыми. В этом мире для нас нет ничего более благодетельного, чем
хорошее общество, потому что под его влиянием все наши хорошие впечатления
получают стремление обнаруживаться.
29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотреть внутрь) и
уничтожения препятствий.
Первое проявление повторения и думания об Ом будет то, что интроспективная сила
станет проявляться больше и больше и все умственные и физические препятствия
начнут исчезать.
Что же это за препятствия для йога?
30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия,
неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие
(путь) препятствия.
Болезнь. Наше тело есть судно, которое перенесет нас на другой берег океана
жизни. Необходимо заботиться о нем. Нездоровые люди не могут быть йогами.
Умственная лень заставляет нас терять всякий живой интерес, к предмету, без
которого не будет ни желания, ни энергии упражняться: Как бы ни было сильно
убеждение человека в верности этой науки, в его сознании будут все-таки
возникать сомнения до тех пор, пока не явятся некоторые особенные физические
явления, как, например, слышание и видение на расстоянии и т. п. Эти проблески
укрепят ум и сделают обучающегося настойчивым.
Падение после достижения. В течение нескольких дней или недель упражнений
сознание будет спокойно и легко сосредоточиваемо, и вы найдете, что быстро
двигаетесь вперед; но наступит день, когда быстрые ваши успехи остановятся, и
вы увидите себя как бы выкинутым на берег. Будьте настойчивы. Всякий успех
сопровождается такими подъемами и падениями.
31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание
сопровождают неудержание сосредоточения.
Сосредоточение приносит полное спокойствие уму и телу во все время, когда в нем
упражняются. Когда упражнение ведется непостоянно и неправильно, наступает
беспокойство. Повторение «Ом» и предоставление себя Богу укрепит ум и принесет
новую энергию. Нервная дрожь является почти у каждого. Не думайте о ней, но
продолжайте упражняться. Упражнение излечит ее, и вы будете сидеть спокойно.
32. Для излечения этого (следует делать) упражнение над одним предметом.
Принуждением сознания удерживать форму одного предмета в течение некоторого
времени эти препятствия уничтожаются. Это общий совет. В следующих афоризмах
это объясняется и разбирается в подробностях. Так как одно и то же упражнение
не может быть подходящим для каждого, то предлагаются разные методы, и каждый
собственным опытом найдет тот, который наиболее ему подходит.
33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом размышления
в связи с предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым, смотря по
|
|