|
бы тело было сохранено на тысячу лет, результат в конце получился бы тем же
самым: когда силы, удерживающие тело целым, оставят его, оно должно разрушиться.
Никогда не рождался на свете человек, который мог бы хоть на один миг
остановить изменения в своем теле.
Тело – это просто обозначение целого ряда изменений. «Как в реке на ваших
глазах переворачиваются массы воды и притекают новые массы, сохраняя все ту же
форму, так и в нашем теле». Тем не менее тело следует содержать крепким и
здоровым; оно – лучший инструмент, которым мы обладаем.
Человеческое тело есть высшее тело во Вселенной, и человеческое существо –
высшее из существ. Человек выше, чем все животные, чем все ангелы. Нет никого
выше человека. Даже Дэвы (боги) должны опять спуститься на земной план, чтобы
достигнуть духовного спасения путем воплощения в человеческий образ. Только
человек способен достичь совершенства; сами боги не достигают его. По учению
евреев и магометан, Бог сотворил человека после сотворения ангелов и всего
прочего и, сотворив человека, велел ангелам прийти и приветствовать его, и все
исполнили это, кроме Иблиса, которого Бог проклял за это, и он стал сатаной. За
этой аллегорией скрывается великая истина, что воплощение в образе человека
есть величайшее рождение, какое мы можем иметь. Низшее существо, животное,
неразумно и организовано большей частью Тамасом (инертной, непросветленной
материей). Животные не могут иметь высоких мыслей, и ни ангелы, ни боги (Дэвы)
не могут достигнуть свободы иначе, как только став человеком. В человеческом
обществе подобным же образом слишком большое богатство или слишком большая
бедность составляют огромную помеху развитию души. Великие люди мира выходят из
средних слоев общества, где силы равномерно согласованы и уравновешены.
Возвращаясь к нашему предмету, мы приходим затем к пранаяме, управлению
дыханием. Что общего оно имеет с сосредоточением сил сознания? Дыхание подобно
маховому колесу машины. В большой машине вы видите, что сначала движется
маховое колесо и что движение от него передается последовательно более мелким
деталям до тех пор, пока самые нежные и тонкие механизмы в машине не придут в
согласованное движение. Дыхание есть то же, что маховое колесо: оно передает и
регулирует движущую силу всего в этом теле.
Был некогда у одного великого короля министр. Он впал в немилость, и король в
наказание велел запереть его на вершине очень высокой башни. Приказание было
исполнено, и министр был заперт и обречен на смерть. Но у него была верная жена.
Ночью она пришла к башне и, позвав его, спросила, не может ли она чем-нибудь
помочь ему. Он сказал ей, чтобы на следующую ночь она пришла опять к башне и
принесла с собой длинную веревку, крепкий шнурок, моток толстых ниток и
шелковую нить, а также таракана и немного меда. Очень удивляясь, добрая женщина
повиновалась мужу и принесла требуемые предметы. Муж велел ей крепко обвязать
таракана шелковой нитью, а потом смазать его усики каплей меда и посадить его
на стену башни головой вверх. Она исполнила все эти распоряжения, и таракан
отправился в длинное путешествие. Чувствуя впереди себя запах меда и желая
полакомиться им, он медленно полз все выше и выше, пока наконец не достиг
вершины башни, где министр схватил его и овладел шелковой нитью. После этого
министр сказал жене, чтобы она привязала другой конец шелковой нити к мотку
толстых ниток, и после того, как вытащил последний, повторил ту же историю с
крепким шнурком и, наконец, с веревкой. Остальное было делом легким. Министр по
веревке спустился с башни и убежал.
В нашем теле дыхательное движение играег роль шелковой нити: овладев и
научившись управлять им, мы схватим моток ниток – нервные токи, а за ними
крепкий шнурок – наши мысли и, наконец, веревку – прану (жизненные силы тела),
овладев которой, мы достигнем духовной свободы.
Мы не знаем ничего о нашем собственном теле. В лучшем случае мы можем взять
мертвое тело и исследовать внутренности. Есть люди, которые могут резать на
куски даже живое животное, чтобы только увидеть, что находится внутри
физического организма; и все-таки они не найдут ничего общего с нашим
собственным телом. Мы знаем очень мало о нем. Почему? Потому что наше внимание
недостаточно чувствительно, чтобы улавливать очень тонкие движения,
происходящие внутри. Мы можем узнать о них только тогда, когда наше сознание,
так сказать, проникнет в тело и станет более чутким. Чтобы достигнуть такого
тонкого распознавания, мы должны начать с внешних ощущений, должны овладеть тем,
что приводит в движение всю машину. Этот двигатель есть прана, наиболее
осязательное проявление которой есть дыхание. Посредством управления дыханием
мы постепенно подчиним своему контролю тело, и это сделает нас способными
познакомиться с тонкими силами, узнать, как нервные токи проходят по всему
организму. Как только мы узнаем это и научимся чувствовать эти токи, мы получим
власть над ними и над телом. Сознание приводится в действие также различными
нервными токами, и потому мы наконец достигнем такого состояния, что будем
иметь полную власть над телом и сознанием и заставим обоих служить нам.
Знание – это сила, и мы должны приобрести эту силу, для чего должны начинать
сначала с пранаямы, подчинения праны. Пранаяма – предмет сложный, и для полного
|
|