|
Первое препятствие – это нездоровье: если тело не в гармоничном состоянии,
выполнение упражнений будет затруднено. Поэтому необходимо держать тело
здоровым, обращая внимание на питание и режим работы. Всегда делайте мысленное
усилие держать тело здоровым – то, что обыкновенно называется «Христианской
наукой». Это все, ничего больше знать о теле нам не требуется. Мы не должны
забывать, что здоровье – это только средство для достижения цели. Если бы
физическое здоровье было нашей единственной целью, мы походили бы на животных,
которые редко болеют.
Другое препятствие в практике – это сомнения. Мы всегда сомневаемся в вещах,
которых не видим. Человек не может жить, полагаясь лишь на слова других, как бы
он ни пытался это делать. Сомнение относительно этих вещей приходит к нам
независимо от того, есть ли в них правда или нет; даже лучший из нас иногда
сомневается. После нескольких дней упражнения явится маленький проблеск,
достаточный для того, чтобы дать вам бодрость и надежду. «Если же появится
доказательство, то, как бы незначительно оно ни было, оно, как говорит один
комментатор философии йоги, даст нам веру во все учение йоги». Например, после
первых нескольких месяцев упражнений вы осознаете, что можете читать чужие
мысли, которые представятся вам в образной форме. Возможно, что вы будете
слышать нечто, происходящее на далеком расстоянии, когда пожелаете этого и
сосредоточите на этом ваши мысли. Проблески эти будут мгновенны, но достаточны,
чтобы дать вам веру, надежду и силу продолжать упражнения. Например,
сосредоточивая внимание на кончике вашего носа, вы начнете через несколько дней
ощущать удивительно приятный аромат, и этого будет достаточно, чтобы показать
вам, что есть некоторые психические ощущения, которые могут сделаться заметными
без посредства физического предмета. Но мы должны всегда помнить, что это
только средства; задача, назначение и цель всех этих упражнений есть
освобождение души. Целью должно быть безусловное подчинение природы и ни на
волос меньше. Мы должны быть властителями, а не природа. Ни тело, ни ум не
должны управлять нами, и мы не должны забывать, что тело принадлежит нам, а не
мы телу.
Некий ангел и некий демон пошли к одному великому мудрецу, чтобы узнать у него,
что такое Сущее (то есть Бог). Они долго учились у него, и наконец мудрец
сказал им: «Ты сам – то Существо, которого ищешь». Оба они подумали, что их
тела и есть Сущее. «Мы достигли своей цели», – решили они. Оба вернулись домой
и сказали сородичам: «Мы узнали все, что нужно; ешьте, пейте и веселитесь; мы –
Сущее, и нет ничего выше нас».
Натура демона была невежественной, помраченной, и ему не требовалось ничего
больше; он был вполне удовлетворен мыслью, что он – Бог, что под Сущим следует
понимать тело. Но ангел имел более чистую натуру. Сначала он впал в ошибку,
думая, что Я – это только тело, и что оно-то и есть Бог, и что поэтому
необходимо держать его крепким, здоровым, хорошо одетым и доставлять ему
всякого рода физические удовольствия. Но через несколько дней он пришел к
заключению, что так не мог думать мудрец, его учитель, и что тот имел в виду
нечто более высокое. Поэтому он вернулся к нему и сказал: «Учитель, тому ли ты
меня учил, что это тело есть Сущее? Я вижу, что все тела умирают, Сущее же не
может умирать». Мудрец отвечал: «Найди его; ты – Оно». Тогда ангел подумал, что
то, что разумеет мудрец, суть жизненные силы, действующие в теле, но после
некоторого времени нашел, что если он ест, эти жизненные силы остаются крепкими,
а когда голодает, они слабеют. Он опять пошел к мудрецу и спросил: «Учитель,
думаешь ли ты, что Сущее – это жизненные силы?» Мудрец ответил: «Найди его сам;
ты – Оно». Ангел вернулся к себе, подумав, что, быть может, Сущее означает
разум. Но через несколько дней он пришел к заключению, что мысли бывают так
различны – то хорошие, то дурные – и что разум слишком изменчив, чтобы быть
Сущим. Он еще раз пошел к мудрецу и сказал: «Учитель, я не думаю, чтобы и разум
мог быть Сущим; его ли ты имел в виду?» – «Нет, – отвечал мудрец, – ты – Оно;
найди его сам». Ангел ушел и наконец понял, что есть Сущее, высшее всякого
разума, Одно, не имевшее рождения и смерти, – то, что ни меч не может пронзить,
ни огонь сжечь, что ни воздух не может иссушить, ни вода растворить;
безначальное, нерожденное, неизменное, неосязаемое, всеведущее, всемогущее
Существо, которое не есть ни тело, ни разум, но выше их обоих. Тогда он
удовлетворился, а бедный демон благодаря своей привязанности к телу так и не
узнал истины.
В этом мире много таких демонических натур, но есть также и ангелы. Если
кто-нибудь предложит научить кого-нибудь, как увеличить способность чувствовать
наслаждение, он найдет множество готовых учиться; но если он задумает указать
человечеству самую высочайшую цель жизни, к этому отнесутся без всякого
внимания. Очень немногие способны понять высшее, еще меньше людей имеют
терпение достигнуть его. Но все же есть и те немногие, которые знают, что если
|
|