|
будут иметь успеха. Утвердившись в них, йог начнет вкушать их плоды; без них же
он не достигнет никакого результата. Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни
словом, ни делом, и не только человека, но и животных. Милосердие не должно
ограничиваться только людьми, но должно распространяться на все окружающее.
Следующая ступень – это асана, положение тела, ряд упражнений физических и
психических. Они должны исполняться каждый день, пока не будет достигнуто
высшее состояние. Прежде всего, безусловно, необходимо найти положение тела, в
котором мы можем долго оставаться. Одному человеку очень легко размышлять в
определенном положении, но то же положение может быть очень затруднительным для
другого. Поэтому каждый должен применять то, которое ему наиболее удобно. Далее
мы увидим, что во время психических упражнений будут происходить также
значительные процессы в теле. Нервные токи станут перемещаться и направляться
по новым путям. Придет новый вид вибраций; весь состав тела будет как бы
перестроен. Но так как главная часть действия будет происходить вдоль
позвоночного столба, то относительно положения тела необходимо одно условие, а
именно – держать позвоночный столб свободным, сидя прямо и имея три части тела
– грудь, шею и голову – на прямой линии. Пусть вся тяжесть вашего корпуса
поддерживается ребрами; тогда вы будете иметь легкую естественную позу с прямым
позвоночником.
Вы сами увидите, что невозможно думать о духовных предметах, находясь в
положении, при котором грудь стеснена. Эта часть йоги несколько похожа на
хатха-йогу, которая занимается
исключительно
физическим телом; цель последней – сделать тело выносливым и сильным. Мы не
будем касаться хатха-йоги, так как ее упражнения очень трудны, и с ними нельзя
ознакомиться скоро, а главное –
они не ведут ни к какому духовному усовершенствованию.
Многие из ее упражнений, в виде придания телу разных поз, вы найдете у
Дельсарта и других учителей, но цель их состоит в физическом, а не
психологическом совершенствовании. В человеческом теле нет ни одного мускула,
который бы человек не мог вполне подчинить себе: сердце может менять ритм по
желанию; подобным же образом каждую часть организма можно заставить действовать
так или иначе. Результат этой части йоги состоит в продлении человеческой
жизни; здоровье составляет главную идею, единственную цель хатха-йога.
Хатха-йоги никогда не бывают больны. Они живут долго: сто лет для них ничего не
значат; в 150 лет они выглядят молодо и не имеют ни одного седого волоса. Но
это и все, что им доступно. Баньян живет иногда 5000 лет, но он все же только
дерево. Если человек живет долго, он тоже только здоровое животное.
Впрочем, один или два урока хатха-йоги могут быть полезны. Например, некоторым
из вас, особенно страдающим головными болями, полезно, как только вы встали с
постели, втягивать в себя через нос холодную воду. Если вы будете выполнять эту
процедуру, целый день ваш мозг будет чувствовать себя свежо и приятно, и вы
никогда не будете простужаться. Это очень легко делать: опустите ваш нос и рот
в воду и делайте глотательные движения.
Выучившись твердо и прямо сидеть, согласно некоторым школам, следует
производить упражнение, называемое
очищением нервов
. Эта часть отвергалась некоторыми как не принадлежащая к раджа-йоге; но
поскольку даже такой великий авторитет, как комментатор Шанкарачарья, советует
ее, то я нахожу уместным упомянуть о ней и приведу его собственные указания из
его комментариев к Шветашвара Упанишаде. «Ум, очищенный посредством пранаямы,
устремляется к Браману, поэтому пранаяма и рекомендуется. Сначала должны быть
очищены нервы; тогда появится способность упражняться в пранаяме. Закройте
правую ноздрю большим пальцем и через левую ноздрю вдыхайте воздух как можно
дольше; потом, не останавливаясь, выдыхайте воздух, также как можно дольше,
через правую ноздрю, закрыв левую; потом опять вдыхайте через правую ноздрю и
выдыхайте через левую. Повторяя это упражнение три или пять раз подряд и
упражняясь так четыре раза в день, перед рассветом, среди дня, вечером и в
полночь, в 15 дней или в месяц вы достигнете очищения нервов. После этого
приступайте к пранаяме».
Практические упражнения абсолютно необходимы в раджа-йоге. Вы можете сидеть и
слушать меня часами каждый день, но, не упражняясь, не сделаете ни шага вперед.
Здесь все зависит от практики. Мы никогда не поймем этих вещей, пока не
испытаем их сами. Одно слушание объяснений и теорий не приведет ни к чему.
Существуют разные препятствия к выполнению упражнений.
|
|