|
без всяких попыток «засекречивания». Любая попытка делать из подобных вещей
секрет очень опасна.
Прежде чем продолжать дальше, я немного познакомлю вас с философией санкхьи, на
которой основана вся раджа-йога. Согласно этой философии, восприятие
осуществляется посредством физических инструментов организма, например, глаз;
глаза передают ощущение органам, органы – сознанию, сознание классифицирует эти
восприятия и передает информацию о них Пуруше (душе), которая затем как бы
отдает приказание обратно в той же последовательности. Таким путем получаются
ощущения. За исключением Пуруши, все эти стадии материальны, только сознание
организовано из более тонкого материала, чем все внешние органы. Материал, из
которого состоит сознание, называется Танматрас (тонкий материал). Уплотняясь,
он образует внешнюю материю.
Такова психология санкхьи. Согласно ее воззрению, интеллект и плотная материя
различаются только состоянием. Только одна Пуруша нематериальна. Сознание есть
орудие души, посредством которого она как бы схватывает внешние предметы.
Сознание постоянно меняется и колеблется; оно может сообщаться с несколькими
органами, с одним из них или не соотноситься ни с одним. Например, если я
прислушиваюсь с большим вниманием к ходу часов, я могу ничего не видеть, хотя
мои глаза открыты. Это показывает, что мое сознание не было направлено на орган
зрения, а было обращено на орган слуха. Но сознание может соотноситься и со
всеми органами одновременно. Сознание имеет рефлективную способность смотреть
вовнутрь, в свои собственные глубины. Эта рефлективная способность и есть то,
чем йог хочет овладеть; сосредоточивая силы сознания и направляя их вовнутрь,
он старается узнать, что происходит там. Вера при этом не играет ни малейшей
роли; все основано только на исследованиях известных философов.
Нынешние физиологи говорят вам, что глаза не суть органы зрения, но что органы
зрения находятся в нервном центре в мозгу; то же самое утверждают они и
относительно всех прочих чувств. Современные ученые говорят также, что эти
центры состоят из того же материала, что и сам мозг. Санкхья утверждает то же;
только ученые рассматривают предмет с физической, а санкхья – с психологической
стороны.
Йог ставит себе целью достигнуть той степени утонченного познания, при которой
он может воспринимать отдельные процессы ощущения; он стремится чувствовать,
как действует ощущение и как сознание воспринимает его, как оно переходит к
определяющей способности разума и как эта последняя передает его Пуруше (душе).
Но, как каждая наука требует известной подготовки и имеет свой собственный
метод, без следования которому мы никогда не освоим ее, так и в раджа-йоге.
Прежде всего необходим известный режим: мы должны употреблять такую пищу,
которая сделает состояние нашего сознания наиболее гармоничным. Если вы
понаблюдаете за животными в зоопарке, вы тотчас увидите доказательство важного
значения пищи. Вы увидите слонов, огромных животных, но спокойных и кротких;
подойдя же к клеткам львов и тигров, вы увидите, насколько они беспокойны. Это
простое наблюдение покажет вам, какую огромную разницу производит пища. Все
силы, действующие в теле, производятся пищей; мы это видим ежедневно. Если вы
начнете поститься, ваше тело станет слабеть; сначала пострадают физические силы,
а через несколько дней и умственные. Прежде всего ослабеет память, потом
наступит момент, когда вам станет трудно думать и еще труднее последовательно
рассуждать. Поэтому в начале занятий йогой мы должны обращать внимание на пищу,
когда же сделаемся достаточно сильными и наши упражнения значительно
продвинутся вперед, уже не будет надобности в такой осторожности. Пока растение
молодо, оно должно быть огорожено, чтобы его не повредили, но когда оно станет
деревом, ограда убирается – оно достаточно крепко, чтобы противостоять внешним
воздействиям.
Йог должен избегать крайностей – как излишеств, так и лишений. Он не должен
поститься или изнурять свое тело; тот, кто это делает, говорит Гита, не может
быть йогом. Тот, кто постится, кто лишает себя сна, кто, наоборот, спит слишком
много, кто занят слишком тяжелой работой, кто вообще ничего не делает – никто
из них не может быть йогом.
Глава II. Первые шаги
Раджа-йога делится на восемь ступеней. Первая называется яма. Ее требования –
непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и непринятие
каких бы то ни было подарков. Следующая – нияма. Ее требования – чистота,
довольство, укрощение страстей, размышление и предание себя на волю Божию.
Дальше идут: асана, или положение тела, пранаяма, пратьяхара, или направление
сознания внутрь, дхарана, или сосредоточение, дхьяна, или созерцание и самадхи,
или сверхсознательность. Яма и нияма, как видим, представляют собой
нравственные упражнения. Без них, как основы, никакие упражнения в йоге не
|
|