|
чем акаша и прана, на которые она кажется разделенной.
Вначале существовала мировая мысль, затем она проявилась, изменилась и
развернулась в две – акашу и прану, сочетаниями которых и произведена вся
Вселенная.
Теперь мы перейдем к психологии. Когда я смотрю на вас, ощущение видения
передается мне глазами и от них переносится чувствующими нервами мозгу. Но
внешние глаза не органы зрения, они только внешние орудия. Если действительный
орган, находящийся в мозгу и получающий там ощущение, разрушен, то, хотя у меня
и есть два глаза, я не буду видеть. Ваше изображение на ретине моих глаз может
быть безукоризненно, а я все-таки вас не увижу. Поэтому орган не то, что орудия,
или глаза, а должен находиться за ними. То же следует сказать и о всех других
ощущениях. Нос не орган обоняния, а только орудие, орган же позади него, в
мозгу. Для каждого чувства мы имеем, во-первых, орудие, внешнюю часть
физического тела, а позади него, в том же теле – орган. Но и этого недостаточно.
Предположим, что я говорю вам, и вы слушаете меня очень внимательно. В это
время раздается звон колокольчика, но вы его не слышите. Что при этом
произошло? Колебания воздуха достигли вашего уха, произвели сотрясение вашей
барабанной перепонки, и впечатление передано слуховым нервом в мозг. Почему же
вы не слышали звона? Если весь процесс, включая и передачу впечатления мозгу,
закончен, почему вы не слышали? Потому что чего-то еще недоставало. Прежде
всего ваш ум не был соединен с органом слуха, а если ум разобщен с органом, то,
какие бы новости орган ни принес ему, сознание их не получит. Ум может получить
известие только тогда, когда сообщен с органом. Но и это еще не все. Орудие
может принести ощущение, орган может получить его, ум может быть сообщен с
органом, и все-таки восприятие не будет полным. Необходим еще один фактор:
нужна реакция в уме, при которой только и является знание. То, что находится
вне меня, как бы посылает в мой мозг сведения о текущих событиях; там их
получает ум и представляет интеллекту, который относит их к соответствующим
группам раньше полученных впечатлений и посылает назад ряд реакций, с которыми
и наступает восприятие. Здесь, таким образом, уже проявляется воля. Состояние
ума, при котором происходит реакция, называется буддхи, или интеллект.
[6]
Но и это еще не все. Остается еще одна ступень. Представим себе, что мы имеем
камеру и перед ней экран, и я хочу отбросить на этот экран какое-нибудь
изображение. Что я должен сделать? Я должен направить через камеру лучи света
так, чтобы они упали на экран и были там собраны в группы. Очевидно, экран, на
котором предполагается получить картину, должен быть неподвижен, потому что
лучи, которые я направляю, должны сойтись на нем группами, расположенными в
требуемом, строго определенном порядке, что будет невозможно, если экран
движется. То же требуется и в случае ощущения, которое наши органы, получая
внутри нас, передают уму и которое ум в свою очередь представляет интеллекту.
Процесс не может быть закончен, если нет чего-нибудь постоянного, какой-нибудь,
так сказать, поверхности, на которой могла бы образоваться картина чего-нибудь,
на чем могли бы соединиться все различные впечатления. Что же объединяет
изменяющееся целое, представляющее собой наше существо? Что сохраняет единство
этого с каждым часом меняющегося движения? На чем все наши различные
впечатления собираются, устанавливаются и образуют объединенное целое? Мы
пришли к заключению, что это должно быть нечто неподвижное относительно тела и
ума, некий индивидуум, в котором приносимые умом и интеллектом ощущения
помещаются, группируются и образуют одно целое. Это нечто, этот индивидуум
называется
душой
человека. Итак, мы видим в человеке тело и ум, и позади ума нашли душу. Во
Вселенной выше акаши и праны есть только Мировой Разум, а за ним есть также
Мировая Душа, называемая Богом. Эта Мировая Душа при развертывании становится
Всемирным Разумом, который затем развертывается в
прану
и
акашу
. Происходит ли то же и у отдельного человека? Создает ли и у него душа – ум, а
ум – тело? Другими словами, составляют ли его тело, ум и душа три разные
сущности или они только различные состояния одного и того же единого существа?
Первый шаг к разрешению этого вопроса уже нами сделан. Мы знаем, что у человека
есть внешнее тело и позади него органы, ум, интеллект и душа. Для начала
допустим, что душа нечто отдельное от тела и даже от ума. Относительно этого
мнения религиозного мира делятся: учения, известные под общим названием
дуалистических, принимают, что находящаяся позади интеллекта душа качественна,
обладает разными изменяющимися свойствами и что чувства наслаждения,
удовольствия и страдания принадлежат ей; недуалисты, напротив, не признают за
|
|