|
того, как его тело разрушится. Предлагались разные теории, системы и объяснения,
и все они одна за другой были отвергнуты, и это будет продолжаться всегда,
пока существует человек, пока он думает. В каждой из этих систем есть доля
истины, и во всех них масса неверного. Я постараюсь изложить вам суть
результатов исследований, которые проводились в этом отношении в Индии;
попытаюсь согласовать различные мнения по этому предмету, возникавшие время от
времени у индийских философов; попробую объединить результаты, добытые как
психологами, так и метафизиками, а если окажется возможным, то и те, к которым
пришли современные ученые.
Задача всей философии веданты заключалась в отыскании единства. Индусский ум не
заботится о частностях, он всегда ищет общего, больше того, – всеобщего. «Что
есть то, знание того делает известным все остальное?» Это наш единственный
вопрос. Все наши усилия направлены к отысканию того, знание чего делает для нас
понятной всю Вселенную, подобно тому, как знание состава одного комка глины
дает понятие о составе всего сделанного из глины. К этому направлены все наши
поиски.
По мнению мыслителей-ведантистов, вся Вселенная состоит из одного вещества,
которое они называют
акаша
. Все нас окружающее, все, что мы воспринимаем зрением, обонянием, осязанием
или вкусом, все это только дифференцированное проявление этой
акаши,
тонкой и всепроникающей первичной материи. Все, что мы описываем как твердое,
жидкое или газообразное, все формы, образы, тела – земля, солнце, луна, звезды
– все состоит из этой акаши.
Под чьим же воздействием на акашу из нее образовалась Вселенная? Рядом с акашей
существует всеобъемлющая сила. Все, что во Вселенной обнаруживается как сила, –
притяжение, отталкивание и даже мысль – представляет собой лишь проявления этой
единой силы, называемой индусами
праной
. Прана, действуя на акашу, создает Вселенную. В начале цикла прана как бы спит
в бесконечном океане акаши; она существует, но бездеятельна. Затем под ее
воздействием океан акаши приходит в движение, и из него выделяются все небесные
системы: группы солнц, лун и звезд, и Земля с ее человеческими существами,
животными и растениями. Таким образом, согласно мыслителям-ведантистам, все
проявления силы состоят из праны, материя же во всех ее формах – сгущенная
акаша. Когда цикл кончается, все, что мы называем твердым, переходит в
следующую, более тонкую форму, в жидкость, жидкости превращаются в газы, газы –
в еще более тонкие и простые состояния, и так далее, пока все не обратится
опять в первоначальную
акашу
, а все, называемое движением, притяжением и отталкиванием, не перейдет
постепенно в первичную
прану
. После этого в течение некоторого долгого периода
прана
спит, а затем опять просыпается, производит всевозможные формы, и когда новый
цикл приходит к концу, все опять успокаивается. Таким образом, процесс творения
представляет как бы ряд волн, или, по выражению современной науки, бывает
статическим в течение одного периода и динамическим в течение другого. Одно
время он остается потенциальным, в другое – становится активным. Это
чередование продолжается вечно. Сказанное до сих пор известно и новейшей науке,
и дальше этого физические исследования идти не могут. Но это не все,
исследование на этом остановиться не могло. Пока вся Вселенная сведена к двум
составным элементам, к материи и энергии, или к тому, что древние философы в
Индии называли
акаша
и
прана
, но мы не нашли еще то Одно, что дает знание всего остального. Следующий шаг
должен был заключаться в отыскании начала в обеих. И дальнейшее исследование
привело к заключению, что эти два элемента произведены еще более высшей
сущностью, которую назвали мыслью, космическим
«махатом»
. Мысль – это всюду распространенное проявление существования, более тонкое,
|
|