Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Мудрость йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
тело, будучи ограничено, приходит и уходит, тогда он поднимается до высшего 
идеала. Действительный человек не тело и не ум, так как даже последний 
развивается или деградирует, но дух, который выше их и один живет вечно. Тело и 

ум – только названия ряда сменяющих друг друга явлений; это – реки, в которых 
каждая частица воды постоянно течет вперед, хотя на каждую находящуюся перед 
нами совокупность этих частиц мы смотрим как на ту же самую реку. Каждая 
частица нашего тела постоянно меняется; ни одно тело не остается тем же самым в 

течение нескольких минут; но сплошной ряд впечатлений, оставляемых им в уме, 
заставляет нас смотреть на него как на то же самое. То же справедливо и 
относительно ума: в один момент он чувствует себя счастливым, в другой – 
несчастным; в один момент – сильным, в другой – слабым. Это вечно меняющийся 
водоворот. Он не может быть духом, потому что тот бесконечен: изменение же 
может быть только в ограниченном. Сказать, что бесконечное изменяется, – 
бессмыслица. Вы и я как тела можем двигаться, и каждая частица в этой Вселенной 

находится в состоянии постоянного движения; но вся Вселенная в совокупности как 

одно целое не может ни двигаться, ни изменяться. Движение всегда относительно. 
Я двигаюсь относительно этого стола или какого-либо другого предмета; каждая 
частица Вселенной может переменить место относительно других частиц. Но вся 
Вселенная как одно целое – относительно чего она может двигаться? Ведь кроме 
нее нет ничего. Таким образом, бесконечное-единое – неизменяемо, недвижимо, 
абсолютно и одно реально. Наша реальность поэтому состоит в Абсолютном, а не в 
ограниченном. Думать, что мы маленькие, ограниченные, постоянно изменяющиеся 
существа, – значит, повторять старое заблуждение, как бы это ни казалось 
удобным. Вы действуете во всех вещах, двигаетесь всеми ногами, говорите всеми 
устами, живете во всех сердцах; вы – Всеведущее, всюду присутствующее Существо. 

Слыша это, люди пугаются: они все повторяют, что не должны терять свою 
индивидуальность. Но я хотел бы знать, что такое человеческая индивидуальность. 

У мальчика нет усов; с возрастом у него появляются усы и борода. Если его 
индивидуальность заключается только в теле, она теперь потеряна. Если я лишаюсь 

глаза или руки, моя индивидуальность, если она состоит в теле, нарушена. 
Пьяница не должен бросать пьянство, чтобы не утратить своей индивидуальности. 
Из боязни этого никто не смеет изменять своих привычек. Но позвольте сказать 
вам, что никакой индивидуальности нет ни в чем, кроме Беспредельного. Это 
единственное состояние, которое не меняется; все остальное изменяется постоянно.

 Наша индивидуальность не может заключаться и в памяти. Представьте себе, что я 

получил удар по голове и забыл мое прошлое. Что тогда? Значит ли это, что я 
потерял свою индивидуальность, уничтожился? Я не помню двух или трех лет моего 
детства, и если память и существование – одно и то же, значит, все забытое не 
существовало. Следовательно, ту часть моей жизни, которую я не помню, я не 
прожил. Это очень странное понятие об индивидуальности. В действительности мы 
еще не индивидуумы. Мы только стремимся к индивидуальности, к истинной природе 
человека, к Беспредельности. Живет только тот, кому принадлежит Вселенная; 
и чем больше мы сосредоточиваем нашу жизнь на таких ограниченных предметах, как 

наше тело, тем мы ближе к смерти. Мы действительно живем только в те моменты, 
когда наша жизнь – в других, во Вселенной; когда же мы сосредоточиваемся на 
этой маленькой жизни, – это смерть, настоящая смерть. Вот почему появляется и 
страх смерти. Страх этот может быть побежден только тогда, когда человек ясно 
видит, что, пока во Вселенной есть хоть одна жизнь, живет и он сам. «Я во всем, 

в каждом теле. Я во всем живущем. Я Вселенная, вся она – мое тело. Как я могу 
умереть, пока остается хотя бы одна частица ее? Кто говорит, что я умру? Ты – 
Он! О, моя душа, ты – Он!» Тогда человек утрачивает страх смерти, становится 
бессмертным. Смешно говорить о бессмертии ничтожных, постоянно меняющихся вещей.

 Один древнеиндийский философ утверждал: только Дух индивидуален, потому что 
только он бесконечен; бесконечное не может быть разделено, не может быть 
раздроблено на части. Он остается вечно тем же неделимым, индивидуальным 
человеком, действительным человеком. Кажущийся человек представляет собой 
только стремление выразить, проявить индивидуальность, которая выше него, и 
развитие человека не касается его духа. Те изменения, которые происходят перед 
нами, когда злой становится добрым или когда, как любите вы утверждать, 
животное становится человеком, происходят не в духе. Представьте, что между 
вами и мной стоит экран, заслоняющий вас от меня, и в этом экране есть 
маленькое отверстие, через которое я могу видеть некоторых из вас, сидящих 
напротив меня. Предположите затем, что это отверстие становится все больше и 
больше. По мере того как оно увеличивается, сцена передо мной раскрывается, а 
когда отверстие сравняется по величине с экраном, я буду видеть всех вас. В 
этом случае вы нисколько не изменились, остались теми же, чем были и раньше. 
Просто расширилось отверстие, и вы стали видимы. То же происходит и с духом. Вы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-