|
разума; и хотя желание достигнуть этого прочно заложено в нас, мы знаем, что
лучшее, что мы можем сделать, – это сдерживать и останавливать себя в этом
стремлении.
Каждое побуждение нашего сердца постоянно влечет нас к эгоистичным поступкам, и
в то же время какая-то высшая сила предупреждает нас, что хорошо только
бескорыстие. Каждый ребенок рождается оптимистом. Ему снятся золотые сны. В
юности его оптимизм еще больше усиливается. Молодой человек с трудом верит, что
существуют такие вещи, как упадок сил, разрушение, смерть. Увы, приходит
старость, и жизнь обращается в груду развалин. Грезы разлетаются, и в старости
человек становится пессимистом. Так переходим мы от одной крайности к другой,
получая постоянно безжалостные толчки судьбы, не зная, куда она ведет нас, и не
замечая, что мы ее рабы. Это напоминает мне знаменитую песнь в «Лалитавистаре»,
биографии Будды. Будда родился, говорится в этой книге, чтобы спасти
человечество, но среди роскоши дворца забыл о своем предназначении. Чтобы
пробудить в нем воспоминание, явились ангелы и спели ему песнь, припев которой
был: «Мы плывем по реке существования, которая есть постоянное изменение, не
имеющее ни остановки, ни отдыха». Такова жизнь всех нас, идущих все вперед и
вперед, не зная передышки. Что же нам делать? Человек, у которого вдоволь еды и
питья – оптимист. Он просит не говорить ему о нищете; она его пугает. Не
говорите ему о горестях и страданиях мира. Идите к нему и скажите, что все
прекрасно. «Да, – скажет он, – я обеспечен: посмотрите на меня – у меня хороший
дом, я не думаю ни о холоде, ни о голоде. Не рисуйте же мне этих ужасных картин.
Если есть другие, которые умирают от холода и голода, идите к ним и
проповедуйте
им, что это в порядке вещей». Но вот другой человек, жизнь которого прошла в
ужасных страданиях, он не хочет и слышать о чем-нибудь хорошем, о чем-нибудь
прекрасном и радостном. «Пугайте всех, – говорит он. – Почему другие будут
смеяться, когда я плачу? Я должен заставить всех плакать вместе со мной, так
как я несчастен, и единственное что меня может утешить, это мысль о том, что и
все другие тоже несчастны». Так мы совершаем наш путь среди оптимизма и
пессимизма.
Кроме того, существует еще нечто подавляющее – смерть. Весь мир идет к смерти.
Все умирает. Все наши успехи, все, чем мы гордимся, – наши реформы, наша
роскошь, наше богатство, наши науки, все имеет один конец – смерть. Что все
кончается смертью, в этом никто не сомневается. Города возникают и исчезают,
государства создаются, процветают и распадаются, планеты разрываются и
рассыпаются в пыль, уносимую атмосферами других планет. Это продолжается с
безначальных времен. А где же конец? Конец всего – смерть. Смерть – конец жизни,
красоты, богатства, могущества и добродетели. Умирают святые, умирают и
грешники; умирают короли, умирают и нищие. Все идут к смерти, и все-таки
продолжается эта ужасная привязанность к жизни; мы не можем отделаться от нее.
Это
майя.
Мать заботливо растит своего ребенка. Вся ее душа, вся жизнь – в нем. Ребенок
вырастает, и из него получается грубое животное, которое каждый день бьет свою
мать. Но ее привязанность к нему не ослабевает, а когда разум наконец
пробуждается в ней, она подавляет его мыслью о любви. Она не думает о том, что
это совсем не любовь, а нечто другое, овладевшее ее чувствами, какие-то путы,
которые, как бы ни старалась, она не может стряхнуть с себя. И это
майя
.
Все мы стараемся добыть золотое руно. Каждый думает, что именно он овладеет им,
но как мало его в мире! Всякий разумный человек видит, что его шансы добыть это
руно очень слабы, что его шансы – один на двадцать миллионов, и все-таки никто
не может удержаться от борьбы за него, хотя большинство никогда ничего не
достигает. Это тоже
майя.
Смерть день и ночь ходит крадучись по земле, а мы думаем, что будем жить вечно.
Однажды спросили царя Юдхиштхиру,
[4]
|
|