Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Мудрость йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
чтобы проникнуть в самую сущность вещей, и у них не было времени заниматься 
подробностями или ожидать, пока они будут разработаны; их как бы влекла все 
вперед и вперед какая-то высшая сила и не давала им остановиться. Поэтому во 
всех Упанишадах мы на каждом шагу встречаем главные положения, вполне 
соответствующие положениям, устанавливаемым впоследствии так называемой 
современной наукой, тогда как второстепенные подробности в них часто ошибочны. 
Там мы находим, например, идею об эфире, составляющую основание одной из 
позднейших научных теорий, и идея эта является в форме гораздо более развитой, 
чем та, которую она получала до сих пор у современных ученых. Но это касалось 
лишь теоретических принципов; когда же авторы Упанишад хотели показать 
применение этих принципов, они совершали массу ошибок. В ведической литературе, 

а именно в Браманах, мы находим теорию всюду проникающего жизненного принципа, 
различные проявления которого составляют всю жизнь Вселенной. В Самхитах есть 
длинный гимн
пране
, проявляющейся в форме жизни. Некоторым из вас, может быть, будет интересно 
узнать, что в философии Вед есть также теории возникновения жизни на Земле, 
очень похожие на предлагаемые некоторыми новейшими учеными. Так, вы, конечно, 
знаете, что существует теория, согласно которой жизнь на Землю была принесена с 

других планет; в Ведах же некоторые философы говорят, что она принесена с Луны.

Эти ранние философы были очень решительны в обращении с принципами и 
удивительно смелы в предложении широких обобщений. В разрешении вопросов о 
тайнах Вселенной, которое они старались получить исследованием внешнего мира, 
они достигли всего, что только было возможно. Где их принципы оказываются 
недостаточными, там и специальные исследования новейшей науки не могли 
подвинуть вопрос ни на один шаг к разрешению. Если теория эфира не могла в 
древнее время разрешить вопроса о тайнах Вселенной, то и современная разработка 

в подробностях этой теории не приблизила нас к истине. Если теория 
всепроникающего жизненного принципа оказалась неудовлетворительной, как теория 
возникновения Вселенной, то она не стала лучше и теперь, при разработке ее 
подробностей, так как подробности не могут изменить принципа. Этим я хочу 
сказать, что в исследовании общих принципов бытия индусские мыслители были так 
же смелы, а в некоторых случаях и гораздо смелее, чем современные. Формулируя 
основные принципы, они пришли к некоторым более широким обобщениям, чем те, к 
каким приходили как до них, так и после них. Скажу больше – у них есть 
некоторые теории, к которым новейшая наука еще должна подойти, может быть, даже 

не как к строго обоснованным теориям, а только как к гипотезам. Например, они 
не только выработали в общих чертах теорию мирового эфира, но пошли дальше и 
предположили, что ум представляет собой не что иное, как более тонкий вид эфира.

 Все это, однако, не разрешало вопроса о том, что такое мы и что такое 
окружающий нас мир. На этот вопрос теперь обычно отвечают: наше знакомство с 
миром и нами самими только что начинается; подождем несколько тысячелетий, и 
вопрос будет разрешен. Нет, говорит ведантист, никакое познание внешнего мира 
никогда не даст ответа на этот вопрос. Разум ограничен, а выйти за его пределы 
невозможно. Человеческий разум не может отрешиться от понятий времени, 
пространства и закона причинности. Как ни один человек не может выйти из своей 
кожи, так никто не может выйти за пределы, определенные для него и всех нас 
законами времени и пространства. Любая попытка разрешить вопрос о причинности, 
времени и пространстве бесполезна, потому что сам вопрос уже заключает в себе 
признание существования этих трех принципов, а это совсем не доказано. Что же 
говорит о существовании мира веданта? Она говорит, что этот мир не имеет 
существования безусловного, но существует относительно, существует по отношению 

к моему уму, вашему уму и умам всех остальных существ. Мы воспринимаем этот мир 

посредством наших пяти чувств, а если бы у нас было шестое чувство, мир 
представлялся бы нам чем-то совсем иным. Если бы у нас появилось еще какое-либо 

чувство, он опять показался бы нам другим и т. д. Поэтому мир не имеет 
абсолютного, неизменного, вечного существования, независимого от определенных 
способов его восприятия. Нельзя, однако, сказать, что он вообще не существует, 
так как мы его видим, ощущаем, живем в нем и действуем на него и посредством 
его. Поэтому Вселенная, как мы ее воспринимаем, и существует и не существует. 
Явное противоречие.
Переходя от отвлеченных вопросов к обыкновенным повседневным мелочам нашей 
жизни, мы видим, что и вся наша жизнь сплошь состоит из противоречий, из 
смешения существований и несуществований. То же противоречие и в нашем знании. 
Кажется, что человек может узнать все, если только как следует захочет. Но 
раньше, чем сделает несколько шагов, он встречает несокрушимую стену, через 
которую проникнуть не может, видя, что все его действия заключаются внутри 
круга, из которого выйти невозможно. Даже в вопросах, наиболее близких и 
значимых для него, которые день и ночь тревожат его и требуют разрешения, он 
оказывается бессильным, потому что не может подняться выше уровня своего 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-