|
сказал?» – «Бог сказал мне, что после того как ты родишься еще четыре раза, ты
достигнешь свободы». Услышав это, человек зарыдал и воскликнул: «Я медитировал
до тех пор, пока муравейник не вырос вокруг меня, и мне предстоит еще целых
четыре раза родиться!» Нарада пошел к другому человеку. «Передал ли ты мой
вопрос?» – «Да. Видишь это тамариндовое дерево? Я должен сказать тебе, что
сколько листьев на этом дереве, столько раз ты родишься и только тогда
достигнешь духовной свободы». Услышав это, тот переспросил: «Так скоро я получу
свободу?!» – и от радости снова начал плясать. И тут послышался голос Бога:
«Дитя мое, ты уже свободен». То была награда за его настойчивость. Он был готов
трудиться так много жизней, и ничто не могло привести его в уныние. Первый же
человек находил, что и четыре рождения для него слишком много.
Только настойчивость, подобная той, какая была у человека, согласного ждать
эоны, может привести к самому высшему результату.
Джнана-йога
Майя и иллюзия
Почти все вы слышали слово
майя
. Обычно его употребляют для обозначения обмана чувств, иллюзии, очарования. Я
нахожу подобное его употребление неправильным, а так как выражаемое им понятие
составляет одну из основ, на которых строится веданта, то чтобы в дальнейших
моих лекциях не быть непонятым, я остановлюсь на нем несколько дольше и попрошу
у вас немного терпения. В литературе Вед слово
майя
сначала используется действительно в смысле иллюзии. Мы находим там такую,
например, фразу: «Индра через свою
майю
принимал различные формы». Здесь слово
майя
явно выражает нечто как бы магическое. Но в то время, когда создавались эти
тексты, теория
майи
еще не была разработана, а затем в течение долгого времени это слово вообще не
встречалось, хотя идея, им выражаемая, продолжала развиваться. Позже возникает
вопрос: «Почему мы не можем знать тайн Вселенной?» – и ответ на него: «Потому
что занимаемся пустыми разговорами и удовлетворяемся чувственными предметами, а
также потому, что увлекаемся желаниями и закрываем от себя действительность,
словно неким туманом». Здесь слово
майя
не используется, но проскальзывает идея о том, что причиной нашего незнания
является нечто вроде тумана, заслоняющего от нас истину. Значительно позже, в
одной из Упанишад, слово
майя
опять появляется; но к этому времени значение его уже подверглось значительным
изменениям. Предлагались и отвергались разные его толкования, пока наконец
выражаемая этим словом идея не установилась окончательно. В Шветашватара –
Упанишаде мы читаем: «Знай, что природа – это
майя
, а разум, управляющий
майей
, – Сам Господь».
До великого Шанкарачарьи индийские философы употребляли это слово в разных
значениях. Теорией майи занимались отчасти и буддисты, и у них это понятие
получило значение, очень близкое к тому, что теперь называется идеализмом.
Среди буддийских философских школ была одна, совершенно не признававшая
существования внешнего мира. Она считала его иллюзией и называла
майей.
Отсюда и получило начало употребление этого слова в смысле, указанном в первых
строках настоящей главы. Но
майя
веданты в последней форме развития этого учения – не идеализм, и не реализм, и
даже не теория. Она служит простым обозначением того, что представляем собой мы
и все, нас окружающее. Как я уже говорил, умы, создавшие Веды, упорно
стремились к открытию и исследованию принципов бытия. Их задача состояла в том,
|
|