|
свадхиайя
. Есть три рода повторения мантрамов: один называется устным, другой –
полуустным и третий – умственным. Устный, или внятный, есть самый низший, а
умственный есть высший из всех. Повторение настолько громкое, что его может
слышать всякий, называется устным; следующее – то, при котором органы речи
только начинают вибрировать, но никакого звука не слышно, и другой человек,
сидящий рядом, не может слышать того, что говорится. Повторение, при котором
нет звуков вообще, а есть только умственное произнесение священного слова и в
то же время размышление о его значении, называется умственным повторением и
есть самое высшее. Мудрецы говорят, что есть два рода очищения: внешнее и
внутреннее. Очищение тела производится водой, землей или другими средствами –
это внешнее очищение. Очищение ума правдивостью и всеми другими добродетелями
есть то, что называется внутренним очищением. Оба вида очищения необходимы.
Недостаточно, если человек будет чист внутренне, а внешне грязен. Если оба вида
недостижимы, внутренняя чистота важнее, но никто не может быть йогом, если не
соблюдает обоих видов чистоты.
Молитва заключается в прославлении Бога, в памятовании Его и в преданности Ему.
Мы говорили о яме и нияме; дальше идет
пранаяма.
Прана означает жизненные силы организма, яма значит управление ими. Есть три
вида пранаямы: низшая, средняя и высшая. Все пранаямы делятся на две части:
одна называется
наполнение
, другая –
опорожнение.
Если вы начинаете с двенадцати секунд – это низшая пранаяма; если начинаете с
двадцати четырех секунд – это средняя пранаяма; самая высшая та, которая
начинается с тридцати шести секунд. Та пранаяма, при которой появляется сначала
испарина, потом дрожание тела, а затем человек быстро поднимается на ноги, и
душа его испытывает невыразимое блаженство – это самая высшая пранаяма. Есть
мантрам, называемый
Гаятри
. Это следующий очень святой стих из Вед: «Мы размышляем о славе Того, Кто
создал эту Вселенную; да просветит Он наш ум». В начале и в конце этого
мантрама произносится слово «Ом». В одной пранаяме повторяйте три Гаятри. Во
всех книгах говорится о пранаяме, разделенной на
речаха
(выбрасывание или выдыхание),
пурака
(вдыхание) и
кумбака
(удержание, остановка).
Индрии, органы чувств, направлены наружу и приходят в сообщение с внешними
предметами. Приведение их в подчинение воле есть то, что называется
пратьяхара
, буквальный перевод – «собирание в себя».
Направление сознания на лотос сердца или на головной центр есть то, что
называется
дхарана.
Когда, оставаясь в одном месте, принимая одно место за основание, волны ума
пробуждаются, не соединяясь с другими волнами, когда все другие волны
остановились и только одна волна восстает в уме, – это называется
дхьяна
, созерцание. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все сознание
становится одной волной, одной формой, – это состояние называется
самадхи.
В сознании тогда присутствует только значение предмета, не связанное ни с каким
местом или центром. Если сознание может быть устремлено на один центр в
продолжение двенадцати секунд, – это
дхарана
, двенадцать таких дхаран будет
дхьяна
, двенадцать дхьян
самадхи.
Следующее –
асана
(поза). Нужно усвоить только одно: держать корпус прямо, оставляя его свободным
|
|