Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Мудрость йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
не может быть, так как легко доказать, что почти все действия, которых мы 
теперь не сознаем, могут быть опять подняты до уровня сознательности. Сердце, 
по-видимому, не зависимо от вашей воли: никто из нас не может управлять им; оно 

бьется само по себе. Но упражнением человек может даже сердце подчинить себе до 

такой степени, что оно станет менять ритм по желанию – биться медленнее или 
быстрее или почти остановиться. Почти каждая часть тела может быть приведена к 
подчинению. Что это показывает? Только то, что те действия, которые совершаются 

подсознательно, производятся также нами, только мы производим их непроизвольно. 

Итак, существуют два уровня, на которых работает человеческий ум. Первый 
уровень характеризуется рассудочностью, все его действия сопровождаются 
самосознанием. За ним следует уровень низшего порядка, где действия, не 
сопровождаемые самосознанием, имеют бессознательную природу. Та часть 
деятельности сознания, которая не сопровождается самосознанием, является 
бессознательной; принцип самосознания характерен для сознательной деятельности. 

У низших животных бессознательная работа называется инстинктом. У высших и у 
самого высшего животного – человека – деятельность, сопровождаемая 
самосознанием, преобладает и называется сознательной работой.

Но это еще не все. Существует еще более высокий уровень, на котором может 
работать сознание. Подобно тому, как бессознательная деятельность ниже 
сознательной, есть и такой уровень, который выше сознания и также не 
сопровождается самосознанием. Самосознание присуще только среднему уровню. 
Когда сознание выше или ниже его пределов, нет никакого чувства своего
Я
, и все-таки сознание функционирует. Когда сознание поднимается выше пределов 
самосознания, оно называется
самадхи,
или свсрхсознательностью. Как, однако, мы можем понять, что человек в самадхи 
не приходит в состояние ниже сознательного, не опускается, вместо того чтобы 
подниматься? В обоих случаях деятельность не сопровождается самосознанием. 
Ответ следующий: о том, что ниже и что выше, мы узнаем по последствиям, по 
результатам действия. Когда человек впадает в глубокий сон, он вступает на 
уровень ниже сознательности. Его тело все равно работает, он дышит, быть может, 

двигается во сне, но при этом его состояние не сопровождается 
самосознательностью. Он бессознателен во сне и, просыпаясь, остается тем же 
человеком, каким заснул. Сумма знания, которую он имел до того, как заснул, 
остается той же самой, она нисколько не увеличилась, не произошло никакого 
просветления. Но если человек достигает самадхи, то даже если он входил в это 
состояние будучи глупым, он выходит из него мудрецом.

Что производит эту разницу? Из одного состояния человек выходит тем же самым, 
каким входил в него, а выходя из другого состояния, становится просветленным, 
мудрецом, пророком, святым; весь его характер и жизнь меняются, становятся 
совершенными. Таковы следствия. А если следствия различны, причины должны быть 
тоже различны. Так как просветление, которого человек достигает в самадхи, 
гораздо выше того, которое может быть получено от бессознательного состояния, и 

даже выше, чем то, которое может быть достигнуто размышлением в сознательном 
состоянии, то оно должно быть и действительно является сверхсознательным.
Вот вкратце о самадхи. Каково же его применение? Поле разума, или сознательных 
действий мысли, узко и ограничено. Существует только маленький круг, внутри 
которого должен действовать человеческий разум. Рассудок не может выйти за 
пределы его. Любая попытка проникнуть дальше невозможна. Тем не менее за этой 
областью рассудка лежит все то, что человечество считает самым священным. 
Ответы на все эти вопросы: бессмертна ли душа? Есть ли Бог? Есть ли высший 
разум, управляющий этой Вселенной? – эти ответы лежат за пределами сферы 
рассудка. Рассудок никогда не сможет ответить на подобные вопросы. Что говорит 
рассудок? Он говорит: я агностик, я не знаю; да или нет. Однако ответы на эти 
вопросы так важны для нас! Без прямого ответа на них человеческая жизнь 
невозможна. Все наши этические теории, все наши нравственные положения, все, 
что есть хорошего и великого в человеческой природе – все это вылилось из 
ответов, полученных из-за пределов области рассудочного. Поэтому-то в высшей 
степени важно иметь ответы на эти вопросы. Если жизнь есть только нечто 
маленькое, пятиминутное, если Вселенная – только случайное соединение атомов, 
тогда почему я должен делать добро другим? Зачем нужны милосердие, 
справедливость, сочувствие? Тогда самое лучшее, к чему надо было бы стремиться 
в этом мире, – «убирать сено каждому для себя, пока солнце светит». Если нет 
надежды на будущее, зачем я стану любить моего брата, а не перережу ему горло? 
Если нет ничего дальше, если нет свободы, а есть только неумолимые, бездушные 
законы, я должен был бы стараться сделать счастливым в этом мире только себя. 
Вы встретите людей, которые говорят, что для них основанием нравственности 
служат соображения о пользе. Что это за основание? Доставить наибольшее 
количество счастья наибольшему числу людей. Но зачем я стану это делать? Почему 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-