Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Мудрость йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
по сушумне и накопиться в мозгу. Вот почему целомудрие всегда рассматривалось 
как высшая добродетель: человек чувствует, что если он нецеломудрен, – 
духовность его уходит, и он теряет как интеллектуальную, так и нравственную 
жизненную силу. Вот почему во всем мире, у всех религиозных орденов, в лоне 
которых появлялись подлинные гиганты ума и духа, вы всегда находите стремление 
к целомудрию. Вот почему появились монахи, отказывающиеся от брака. Необходимо 
быть вполне целомудренным мыслью, словом и делом. Без этого занятия раджа-йогой 

опасны и могут привести к сумасшествию. Если люди упражняются в раджа-йоге и в 
то же время ведут нечистую жизнь, как могут они надеяться стать йогами?



Глава VI. Пратьяхара и дхарана


Следующая ступень раджа-йоги называется
пратьяхара.
Что это такое? Мы знаем, как возникают наши восприятия. Для получения их мы 
имеем, во-первых, внешние орудия, во-вторых, внутренние органы, действующие в 
теле посредством мозговых центров, и, в-третьих, сознание. Когда все они 
функционируют вместе и их деятельность находится в связи с каким-нибудь внешним 

предметом, тогда мы сознаем этот предмет. Но сосредоточить сознание и соединить 

его только с одним органом – дело очень трудное; сознание – это раб.


Мы слышим, как по всему свету учат: будь добрым, будь добрым, будь добрым. Едва 

ли найдется в какой-нибудь стране света ребенок, которому бы не говорили: не 
кради, не лги. Но никто не говорит ребенку, как он может удержаться от этого. 
Разговоры тут никогда не помогут. И почему бы ему не стать вором? Мы ведь не 
учим его, как не красть, а только говорим: не кради. Но лишь когда мы научим 
его управлять сознанием, мы действительно окажем ему помощь. Все действия, 
внутренние и внешние, происходят тогда, когда сознание соединяется с известными 

центрами, называемыми органами. Вольно или невольно оно стремится следовать 
реакциям этих центров, и именно поэтому люди совершают неразумные дела и 
переживают несчастья, которых не было бы, если бы сознание было подчинено нашей 

воле, а не своим бессознательным рефлексам. Каков был бы результат управления 
сознанием? Оно не соединялось бы само с центрами восприятия, и, следовательно, 
чувства и желания зависели бы от нас. Это ясно. Но возможно ли это? Вполне 
возможно. Вы видите это и в настоящее время: духовные целители учат людей не 
признавать страдания, боли, зла; их философия несколько запутана, но она 
представляет собой часть йоги, на которую они как-то набрели. В тех случаях, 
где им удалось заставить кого-нибудь освободиться от страдания, отрицая его, 
они на самом деле научили своих пациентов элементам пратьяхары, так как сделали 

их сознание достаточно сильным, чтобы отвергнуть свидетельства чувств. 
Гипнотизеры подобным же образом своим внушением пробуждают в пациенте на 
некоторое время род неестественной пратьяхары. Так называемое гипнотическое 
внушение может действовать
только на больное тело и затемненное сознание.
И пока оператору посредством устремленного пристального взгляда или другим 
образом не удалось привести сознание субъекта в некоторое неестественное, 
пассивное состояние, его внушения недействительны.

Управление центрами, устанавливаемое на время в загипнотизированном пациенте 
или пациенте духовных целителей, в высшей степени опасно и может привести его к 

окончательной гибели. Оно является не подлинным управлением мозговыми центрами 
силой воли самого пациента, но как бы оглушением его сознания на какое-то время 

внезапными ударами, которые наносит ему воля другого. Это действие подобно 
обузданию бешеного бега горячих коней не посредством вожжей и мускульной силы, 
но скорее посредством просьбы другому нанести им тяжелые удары по головам, 
чтобы ошеломить их и сделать на время покорными. При подобных процессах человек,

 подвергающийся им, теряет часть своей психической энергии, и его сознание, 
вместо того чтобы приобрести способность управлять психикой и организмом, 
становится бессильным и аморфным. Единственным итогом такого лечения становится,

 как правило, психиатрическая больница.
Любая попытка управлять сознанием насильственно, не посредством собственного 
разума человека, не только гибельна, но и нецелесообразна.

Цель каждой души – свобода от рабства материи и сознания, господство над 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-