|
внешней и внутренней материей. Вместо того чтобы вести к этому, каждый волевой
ток со стороны другого человека, в какой бы форме он ни влиял – в виде ли
прямого управления организмом пациента или как побуждение его управлять ими,
совершаемое в неестественном состоянии сознания, только прибавляет лишнее звено
к уже существующей тяжелой цепи зависимости от прежних заблуждений и
предрассудков. Поэтому
остерегайтесь позволять другим управлять вами;
остерегайтесь, как бы вы сами, по незнанию, не принесли другим вреда. Правда,
некоторым удается приносить на время пользу многим людям, давая новое
направление их природным качествам, но в то же время миллионам они приносят
гибель, неосознанно рассеивая вокруг гипнотические внушения и провоцируя в
мужчинах и женщинах те неестественные гипнотические состояния, которые делают
их в конце концов почти лишенными воли. Любой, кто предлагает кому-нибудь слепо
верить во что-то или увлекает за собой людей, подчиняя их могуществом своей
воли, приносит вред человечеству, хотя, может быть, и ненамеренно.
Поэтому
пользуйтесь своим собственным умом, управляйте телом и сознанием сами, помните,
что если вы не больны, никакая посторонняя воля не может действовать на вас, и
избегайте всякого, кто велит вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был.
По всему свету существовали секты пляшущих, прыгающих и воющих последователей,
которые благодаря своим пению, пляскам и проповедям распространялись подобно
заразе. Эти секты также подходят под эту рубрику. Они временно оказывают
сильное влияние на впечатлительных людей, но, увы, часто приводят впоследствии
к вырождению целых народов. Да, здоровее для индивидуума или расы остаться
порочными, чем сделаться внешне добродетельными посредством такого
неестественного внешнего влияния. Сердце замирает, когда подумаешь о массе зла,
причиненного человечеству такими безответственными, хотя бы и благонамеренными
религиозными фанатиками. Они не понимают, что люди, достигающие под их
внушением, сопровождаемыми музыкой и молитвами, внезапного духовного подъема,
становятся пассивными, болезненными, бессильными, открытыми всяким чужим
внушениям, как бы пагубны они ни были.
Мало думают эти невежественные, заблуждающиеся люди о том, что в то время как
они приходят в восторг от своей чудесной силы переделывать людские сердца –
силы, по их мнению, ниспосланной им неким существом, живущим над облаками,
в будущем они сеют семена нравственного бессилия, преступлений, сумасшествия и
смерти. Берегитесь же всего, что отнимает у вас свободу. Знайте, что это опасно,
и избегайте этого всеми средствами, какие только доступны вам.
Тот, кто достиг способности по своему желанию соединять или разъединять свое
сознание с нервными центрами, тот освоил пратьяхару, что значит «собирание
вместе», обуздание стремящихся к внешнему миру сил сознания, освобождение его
от рабства чувств. Когда мы сумеем достигнуть этого, мы будем действительно
обладать характером; только тогда мы сделаем серьезный шаг к свободе, а без
того мы – только машины.
Как трудно управлять сознанием! Его очень удачно уподобляли обезумевшей
обезьяне. Жила-была одна обезьяна, беспокойная по натуре, как и все ее сородичи.
Мало того, кто-то напоил ее однажды вином, отчего она стала еще беспокойнее. А
потом ее еще и ужалил скорпион. Даже человек, ужаленный скорпионом, целый день
мечется, а уж бедная обезьяна и вовсе пришла в неистовство. В довершение всех
несчастий в нее вселился демон. Какими словами можно описать необузданное
буйство этой обезьяны! Человеческий ум подобен этой обезьяне. Беспрестанно
деятельный по своей собственной натуре, он опьяняется вином желаний, и смятение
его увеличивается. После того как желания овладели им, является укус скорпиона
– зависть к другим, желания которых исполняются, и после всего этого сознанием
овладевает демон гордости, заставляющий его считать себя выше всех. Как трудно
управлять таким сознанием!
Первый урок поэтому состоит в том, чтобы оставаться некоторое время в полном
спокойствии и дать сознанию волю. Сознание постоянно бурлит, оно похоже на эту
скачущую обезьяну. Дайте обезьяне прыгать сколько угодно, а сами ждите и
наблюдайте. Знание – сила, говорит пословица, и это верно. Пока вы не знаете,
что делает сознание, вы не можете управлять им; отпустите же совсем поводья.
Много самых низких мыслей может прийти в него, и вы будете удивлены, что такие
мысли могут прийти вам в голову. Скоро, однако же, вы заметите, что с каждым
днем капризы сознания становятся слабее и слабее и оно все больше успокаивается.
|
|